Учащимся

Поиграй!

Готовимся к устному высказыванию

Устное высказывание – это не только одно из олимпиадных заданий, не только подготовленное выступление на конференции, собрании и др.; это, если задуматься, наш повседневный акт общения – в более «упрощенном» виде. Если в быту мы не особо изобретательны – не вклиниваем в речь метафоры, не изобретаем эпитеты, не используем цитаты, то для речи подготовленной – для достижения поставленной цели – многое из этого пригодится. Итак, устное высказывание должно быть эффективным, т.е. должно соответствовать цели выступления и ожидаемым результатам.
Чтобы сделать речь эффективной, необходимо руководствоваться некоторыми полезными принципами.
Во-первых, необходимо держать зрительный контакт. Аудитория не верит тому, кто «сидит» в своем листочке, – такой человек не создает впечатление уверенного, отлично владеющего материалом оратора. Безусловно, не нужно и судорожно бегать глазами по слушателям – это также не придаст Вам веса в их глазах. Не нужно и выбирать одну «жертву» своего выступления: этому человеку будет некомфортно под Вашим испепеляющим взглядом, а другие почувствуют себя лишними на этом выступлении.
Итак, выберите несколько своих «точек» опоры – например, Ваш преподаватель, одноклассник или директор школы, и по очереди обращайтесь к ним, при этом не забывая «скользить» и по членам жюри, и по слушателям, и по гостям конференции. Безусловно, удобнее и спокойнее держать контакт с хорошо знакомым человеком, который будет подбадривать Вас кивком или улыбкой, но и о других не забывайте.
Во-вторых, ведите себя естественно. Излишнее подергивание, посвистывание, резкие движения руками-ногами выдают неуверенность и волнение. Поэтому успокойтесь, глубоко вздохните, расслабьтесь, подумайте о чем-нибудь приятном. Умейте контролировать себя – это полезное качество не только при устном выступлении. Говорите спокойно и четко, дышите ровно –установите для себя приемлемый «темп» происходящего и не отклоняйтесь от него.
Сделайте свое общение с аудиторией живым и увлеченным – это охарактеризует Вас как многостороннюю личность, отличного специалиста и блестящего оратора. Безусловно, у Вас есть обработанный до «блеска» конспект выступления, где указаны примеры, ключевые слова, важные замечания и др., но это вовсе не значит, что шаг влево-вправо – расстрел. ЕЕсли Вы чувствуете в себе уверенность говорить «свободно» - отрывайтесь от конспекта, не теряя при этом нить повествования, т.е. не уходя от плана высказывания. Поясняйте примеры, вспоминайте истории из жизни! Более разговорный тон сможет расположить к Вам аудиторию и сделать атмосферу выступления более доверительной.
Запомните, что для живого общения нужна практика: если Вы не чувствуете в себе уверенности говорить так, лучше не рискуйте – вернее, рискуйте, но не своим выступлением. Опытным «ораторам» же следует помнить, что нельзя скатываться до сленга и жаргона – все же границы следует уважать, а также необходимо помнить о временном регламенте.
В-третьих, держите голосовой контакт. Не делайте выступление монотонным: активно используйте возможности речевого аппарата – выделяйте голосом особенно важные места, акцентируйте внимание на нужных моментах доклада и др. Спокойное, «одинаковое» звучание усыпляет слушателя – и, как следствие, снижает интерес к произносимому.
Особенно важен этот совет при члени лирических произведений, где сам Бог (и автор, конечно же) велел передать всю гамму выплеснутых на бумагу чувств.
Используя голосовой контакт, не забывайте, что не стоит пугать слушателей резкими вскрикиваниями или душещипательными воплями, пусть они и подразумеваются автором. Выступление – не цирк и не увеселительное мероприятие, поэтому будьте живым и позитивным, но меру все же знайте.
В-четвертых, следите за тем, чтобы Ваша речь была ясной и интересной. Избегайте слов-паразитов и неоправданных пауз. Наполненная нежелательными элементами речь подрывает Ваш статус исследователя и оратора. Если у Вас не получается «экспромтом» создать «кристальный» текст, тренируйтесь – читайте текст по нескольку раз, проговаривайте места, где Вам особенно хочется вклинить «паразита»; выступайте перед аудиторией – например, перед мамой или одноклассником, которые смогут отметить все недочеты выступления и помогут Вам их устранить.
Помните, что ненужные слова и обороты отвлекают слушателей от сути излагаемого, что может «скомкать» даже неординарную мысль.
И, наконец, в-пятых, следите за тем, чтобы структура Вашего высказывания была понятна не только Вам, но и Вашему адресату. Любая речь требует логичного изложения, поэтому продумайте структуру своего выступления: заинтересуйте слушателя зачином, привлеките его внимание; последовательно изложите свои доводы в основной части выступления, подавайте их «дозированно», не перегружая фактами, аргументируйте свои мысли, проиллюстрируйте их; лаконично подведите итоги, очертите круг сфер, где можно было бы продолжить исследование и др.
Закончив выступление, не расслабляйтесь на сто процентов – как правило, Вас ожидают еще вопросы аудитории. Не бойтесь их! Вы – автор своего проекта, поэтому можете излагать свою точку зрения на вопрос, по-своему его аргументировать. Если Вам сложно отвечать «с ходу», заранее обговорите с научным руководителем возможные наиболее частые вопросы, отметьте сильные и слабые стороны своей работы и кратко обоснуйте свою позицию по каждому пункту.
Устное выступление – это не только 10 минут «тематического» выступления, но и красивая, грамотная речь в обычной жизни.

Картинки по запросу Картинка совы в очках и с указкой



УСТНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
НА ОЛИМПИАДАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Устное высказывание – одно из трех заданий (наряду с комплексной работой по языку и литературе и отзывом о лирическом произведении), с помощью которых оценивается уровень знаний и умений учащихся на олимпиадах по русскому языку. Продолжительность такого высказывания составляет 2–3 минуты (но не более 5 минут). Учащимся предлагается выбрать одну из трех тем, которые можно охарактеризовать так:

  • тема № 1 предполагает высказывание, содержание которого основывается на теоретических знаниях по языку (например, «Влияют ли заимствования на самобытность языка?» или «Почему глагол называют “великим тружеником”?»); 

  • тема № 2  связана с русской и мировой литературой (например, «Современная литература: упадок или поиск новых путей?» или «Он и Она в русской поэзии»); 

  • тема № 3 обращена к социально-философской проблематике (например, «Существует ли мода на профессии?», «Человек и природа: в поисках утраченной гармонии», «Герой нашего времени... Кто он?»). 


Устное высказывание оценивается по следующим критериям:
1. Содержание высказывания: соответствие теме, полнота и глубина ее раскрытия; аргументированность утверждений, использование в качестве иллюстративного материала не только примеров из личного опыта, но и фактов, почерпнутых из иных источников, (литература, история, наука и др.).

2. Построение высказывания: логичность, связность, композиционная четкость, соразмерность частей высказывания, цельность и завершенность.

3. Речевое оформление высказывания: богатство и выразительность речи; уместность и соответствие речи избранному стилю и жанру; правильность речи, т. е. соблюдение таких важных для устного высказывания норм, как орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и речевые.

4. Творческий характер высказывания: нестандартность трактовки темы, оригинальность композиции высказывания.

5. Ответы на вопросы жюри по теме устного высказывания: как правило, это 2-3 вопроса, которые также оцениваются с точки зрения глубины, композиционной стройности, речевого оформления и оригинальности.
Остановимся более подробно на содержании и композиции устного высказывания. Как правило, оно состоит из трех частей – вступления, основной части и заключения.

Вступление является своеобразной прелюдией к основной части устного выступления, в силу этого целесообразно учитывать следующие требования, которые предъявляются к этой части текста:
1. Вступление не должно быть большим по объему, иначе оно кажется необоснованно затянутым.

2. В начале устного высказывания необходимо избегать общих фраз, т. е. утверждений несомненно правильных, но всем известных, избитых. Они не несут дополнительной смысловой нагрузки, а лишь снижают впечатление и дают определенную негативную установку на восприятие остального содержания высказывания (например, «опять ничего нового», «как скучно и банально»).

3. Вступление не должно быть как банальным, так и излишне «экстравагантным», т. е. содержать необдуманные, спорные, противоречивые и просто неэтичные высказывания, которые могут быть превратно истолкованы слушателями. Последнее обстоятельство можно объяснить возрастными особенностями школьников, которым в 15-17 лет бывают свойственны как некоторая инфантильность суждений, категоричность высказываний, содержащих критику старых авторитетов, так и желание поразить нестандартностью и независимостью мышления [3, с. 112].

Одним из недостатков устных высказываний учащихся является «скомканное», невнятное вступление. Это объясняется извечной проблемой, которую можно назвать «я не знаю, как начать». Поэтому целесообразно познакомить учеников с различными вариантами содержательного наполнения этой части устного высказывания.

С учетом специфики устных выступлений на олимпиаде по русскому языку во вступительной части высказывания органично будет звучать:
1) объявление темы высказывания и ее краткая характеристика (например, важность, сложность, злободневность и актуальность и т. п.);

2) ознакомление с планом выступления;

3) объяснение причин заинтересованности темой (такое вступление привлекает внимание слушателя, поскольку содержит личностно окрашенный момент);

4) раскрытие сути центрального понятия темы; это делается в тех случаях, когда в названии темы имеется термин, требующий расшифровки (например, если учащемуся предложена тема «Герой нашего времени... Кто он?», то во вступлении можно раскрыть суть понятия «герой» или «герой нашего времени»);

5) обзор темы, т. е. краткое сообщение истории ее разработки или трактовки;

6) вопрос или серия вопросов; в этом случае в основной части высказывания должна быть сделана попытка дать на него (них) ответ.
Таковы традиционные способы содержательного наполнения вступительной части к устным высказываниям. Использование одного или нескольких предложенных вариантов вступления поможет учащимся решить вопрос, с чего начать свое выступление.

Как уже отмечалось ранее, одним из критериев оценки устных выступлений на олимпиаде является их творческий характер. Придать такой характер высказыванию может необычное, интригующее
вступление. Роль интриги в привлечении внимания заключается в «вуалировании» исходного материала [2, с. 173]. Поскольку начало хорошо запоминается, производит впечатление и «формирует» своеобразную установку на последующее восприятие остального высказывания, то именно в этой части можно располагать элементы, несущие заряд необычного. Перечислим некоторые приемы придания вступительной части устного высказывания творческого и интригующего характера:
1) пересказ яркого факта из жизни или фрагмента литературного произведения, где содержится ключ к пониманию характера предложенной темы или проблемы;
2) цитата из литературного произведения (воспроизведение стихотворного или прозаического отрывка), раскрывающая суть проблемы;
3) афоризм, пословица или поговорка, с помощью которых можно ярко очертить смысл проблемы;
4) высказывания русских или зарубежных критиков и деятелей культуры, в которых заключается суть описываемой проблемы;
5) несколько суждений или отзывов авторитетных лиц о произведении, отдельном герое, определенной теме или проблеме, причем эти высказывания могут «вступать в заочный спор» друг с другом. Такое вступление к устному высказыванию приобретает полемический характер, предполагающий построение основной части высказывания как доказательство истинности одного суждения и ложности всех остальных утверждений.

Таким образом, перечисленные варианты (как традиционные, так и творческие, «интригующие») представляют собой достаточно широкий, хотя далеко и не окончательный набор приемов, овладение которыми должно помочь учащимся избежать «общих фраз» и облегчить процесс создания вступления к устному высказыванию.

Основная часть устного высказывания представляет собой собственно рассуждение школьников на избранную тему. В этой части ученики выдвигают конкретные утверждения (тезисы) и для подтверждения истинности или ложности этих положений приводят соответствующие доказательства. В качестве доказательств в устных высказываниях школьников можно использовать:

  • факты, события, имевшие место в объективной реальности; 

  • примеры из языка или литературного произведения; 

  • авторитетные высказывания – изречения русских и зарубежных лингвистов, литературоведов, деятелей культуры; 

  • ценностные аргументы, т. е. ссылки на нормы морали и нравственности;

Основные претензии чаще можно предъявить к формулировке тезиса рассуждения. Нередко она
характеризуется излишней категоричностью. Приведем несколько примеров таких «категоричных» утверждений (таблица 3).

«Категоричная» формулировка тезиса рассуждения определенным образом «загоняет» школьников в угол, поскольку любое из приведенных утверждений может быть поставлено под сомнение в ходе ответов на вопросы жюри. Например, тезис «к "настоящим" книгам

хочется вернуться, чтобы перечитать их, а статью достаточно

Таблица 3

Примеры излишне категоричных формулировок 

при выдвижении тезиса рассуждения

Тема высказывания

Примерная формулировка тезиса

1. Согласитесь ли вы с мнением, что литература – это то, что читают два раза, а журналистика – то, что читают один раз?

1. Да, я соглашусь с этим мнением, действительно, к «настоящим» книгам хочется вернуться, чтобы перечитать их, а статью достаточно прочитать один раз

2. Какой должна быть экранизация литературного произведения.

2. Уверена, что любая экранизация будет хуже литературного оригинала, потому что

3. Свобода или ограничение – колыбель творчества?

3. Творчество возможно, если есть свобода и нет ограничений.


прочитать один раз» можно опровергнуть доводом, что не числом прочтений определяется качество книги, а силой ее воздействия; «умную» и обстоятельную статью также хочется перечитать несколько раз, чтобы обдумать ее содержание.

Утверждение «любая экранизация будет хуже литературного оригинала» также может быть с легкостью опровергнута приведением в качестве примера кинофильма «Собачье сердце» (реж. В. Бортко). Эта экранизация, по мнению некоторых кинокритиков, в определенных отношениях даже глубже своей литературной основы.

Тезис «творчество возможно, если есть свобода и нет ограничений» также является довольно спорным, поскольку современность постоянно доказывает нам, что отсутствие ограничений ведет к вседозволенности.

Заключение – завершающая часть устного высказывания. Его значение не менее важно, чем вступления («конец – делу венец»), поскольку неудачная концовка может испортить впечатление от всей речи. Чтобы этого не произошло, необходимо помнить о следующих требованиях, предъявляемых к заключению.
1. Оно должно иметь небольшой объем, т. е. выводы следует излагать достаточно лаконично. Не нужно производить повторного доказательства и разъяснения уже рассмотренных положений (это делается в основной части устного высказывания).

2. Содержанию заключения должна быть присуща последовательность и завершенность. Непоследовательность при формулировании выводов и их противоречие друг другу, незаконченность умозаключений снижают впечатление от всего выступления.
Как правило, в заключении содержится:
1) итог всего высказывания, обобщение тех мыслей, которые были высказаны в основной части, т.е. определенные выводы;

2) краткий повтор главных мыслей, идей, тезисов основной части высказывания.
Для придания содержанию заключения предельной четкости и ясности целесообразно использовать вводные слова, характерные для перечисления (во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д).

Чтобы концовка устного высказывания приобрела необычный, «творческий» характер, в нее можно включить:
1) риторический вопрос, содержащий в своей структуре утвердительный или отрицательный ответ, который достаточно очевиден;

2) цитату (прозаическую или стихотворную) из литературного произведения, где в сжатой, а иногда и афористичной форме дается яркая и меткая обобщающая оценка проблемы;

3) афоризм, пословицу, поговорку.
Кроме того, во вступлении и заключении можно использовать принцип кольца, при котором концовка высказывания «закругляет» его, т. е. связывает с началом [1, с. 169]. Это достигается повторением в заключительной части высказывания начальных фраз вступления. После изложения учащимися в основной части высказывания своих мыслей по избранной теме повторенные в концовке начальные фразы вступления могут приобретать более глубокий смысл или совсем иное содержательное наполнение.

При обдумывании содержания устного высказывания непосредственно на олимпиаде можно порекомендовать учащимся следующий порядок работы над его частями:
основная часть → заключение → вступление.
Целесообразность такой последовательности объясняется тем, что только после четкого представления о содержании основной части высказывания можно подводить определенные итоги и делать соответствующие выводы. Работа над вступлением, на наш взгляд, вообще должна осуществляться в последнюю очередь. Целесообразность именно такого порядка действий была отмечена еще в эпоху античности. Так, Цицерон писал: «Только тщательно обдумав и рассмотрев все дело в целом, только подыскав и подготовив все источники доказательств, можно думать о том, как начало следует применить» [4, с. 164]. Как уже отмечалось ранее, многие школьники часто не знают, с чего же начать высказывание, это усугубляется стрессовой ситуацией и ограниченностью во времени на подготовку устного высказывания. На поиск первых фраз может быть потрачено слишком много времени, которого потом не хватит на обдумывание середины и концовки. А начинать надо с главного, с того, что хочешь сказать по поводу избранной темы, т. е. с основной части работы. В данном случае необходимо раз и навсегда отказаться от мысли, что процесс создания текста обязательно должен осуществляться в последовательности «вступление → основная часть → заключение». Разве научные работы начинают писать с введения, а повести или романы – с первой главы? Конечно же, нет; чаще всего начало создается в последнюю очередь. Очевидно, что и при работе над устным высказыванием подумать о том, «с чего начать», целесообразно в самом конце. Только после того, как получено представление о содержании основной части и заключения, можно подобрать удачный вариант вступления.

Таковы основные рекомендации, которые следует учитывать при подготовке школьников к созданию устных высказываний на олимпиаде.
Литература
1.    
Кохтев, Н. Н. Риторика: учебное пособие для 8-11-х кл. учеб. заведений с углубл. изуч. гуманит. предметов, а также для лицеев и гимназий / Н. Н. Кохтев. – М.: Просвещение, 1994.
2.    
Таранов, П. С. Искусство риторики: универсальное пособие для умения говорить красиво и убедительно / П. С. Таранов. – Симферополь, 2001.
3.    
Харламов, И. Ф. Педагогика: учебное пособие / И. Ф. Харламов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997.


Темы устных высказываний (по материалам олимпиад)
  1.  Как бы вы продолжили строки В. Маяковского "Я русский бы выучил только за то, что..."?
  2.  С кем из современных писателей вы бы хотели встретиться и почему?
  3.  Моя будущая профессия.
  4.  Новый язык стоит учить потому, что он проложит тебе дорогу к другим людям.
  5.  "Анализ - не дело поэта. Его призвание - воспроизводить, а не расчленять" (Т. Маколей, английский историк).
  6.  Умеете ли вы дружить?
  7.  Как вы понимаете пушкинские строки: "Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю"?
  8.  "Воображение - первичная ступенька и база всякой поэзии" (Г. Лорка). Согласны ли вы с этим мнением?
  9. Любите ли вы путешествовать?
  10.  Дайте лингвистическое толкование фразе "Археолог - ученый, чья карьера лежит в руинах" (Д. Амиг).
  11.  Согласны ли вы с мнением французского историка литературы Э. Фаге "Читать - значит мыслить с другим, продумать мысль другого, продумать мысль сходную или противоположную нашей"?
  12.  Как вы считаете, кто должен быть главой семьи?
  13.  Как вы понимаете выражение Вольтера "Язык имеет большое значение еще и потому, что с его помощью мы можем прятать наши мысли"?
  14.  "Хорошо написанные исторические романы стоят лучших курсов истории". Согласны ли вы с мнением О. Бальзака?
  15.  Нравится ли вам современная эстрада?
  16.  "Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе" (Д.С. Лихачев).
  17.  "Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит книгопечатание". Прокомментируйте высказывание Ч. Диккенса.
  18.  Герои белорусского спорта.
  19. "Язык - инструмент; едва ли не труднее он самой скрипки. Можно бы еще заметить, посредственность как на одном, так и на другом инструменте нетерпима". Прокомментируйте высказывание П. Вяземского.
  20.  "Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную свежесть" (К. Паустовский).
  21.  Если бы вы поймали золотую рыбку, какое желание попросили бы ее исполнить?
  22.  Как вы понимаете совет Н.А. Некрасова: "Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям - просторно"?
  23.  "С великими писателями не спорят, к ним испытывают признательность за то, что они нам дают". Разделяете ли вы мнение французского литературного критика Алена?
  24. 24. Ваша любимая телепередача.
  25. 25. "Самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает" (Д.С. Лихачев).
  26. 26. "В искусстве главное - не техника, не мастерство, а человечность, любовь, сострадание". Согласны ли вы с мнением И.Е. Репина?
  27. 27. Какие традиции существуют в вашей семье?
  28.  Как вы понимаете выражение "экология языка"?
  29.  "В любой науке, в любом искусстве лучший учитель - опыт". Согласны ли вы с мнением М. де Сервантеса?
  30.  Какой в вашем представлении должна быть идеальная семья?
  31.  Как вы понимаете высказывание Сократа "Заговори, чтобы я тебя увидел"?
  32.  "В искусстве, как и во всех человеческих делах, решающим является содержание". Разделяете ли вы мнение Г. Гегеля?
  33.  Кто является для вас примером в жизни?
  34.  Как вы понимаете высказывание Вольтера "Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку"?
  35.  "В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии".  Прокомментируйте высказывание А. Эйнштейна.
  36.  В чем разница между друзьями и приятелями?
  37.  Академик Д.С. Лихачев в одном из интервью сказал, что русский язык чрезвычайно приспособлен для поэзии. Согласны ли вы с этой мыслью?
  38. "Вдохновение - это строгое рабочее состояние человека". Разделяете ли вы мнениеК.Г. Паустовского?
  39.  Какими качествами нужно обладать, чтобы эффективно работать в коллективе?
  40.  "В споре часто побеждают дерзость и красноречие, а не истина". Прав ли, по-вашему, древнегреческий поэт Менандр?
  41. Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде (В. Белинский).
  42.  Каковы ценности современной молодежи?
  43. "Дискуссия - это обмен знаниями, спор - обмен невежеством" (Р. Куиллен). Дайте лингвистический комментарий этому определению.
  44.  Как вы понимаете высказывание А. Твардовского "Писатель - ровесник любому поколению"?
  45.  Кто, по-вашему мнению, может достойно представлять Беларусь на конкурсе "Евровидение"?
  46.  Как вы понимаете высказывание И. Бродского "Не язык - орудие поэта, а, скорее, наоборот: поэт - орудие языка"?
  47.  "Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах - соперник". Согласны ли вы с мнением В.А. Жуковского?
  48.  Какими качествами должна (должен), по вашему мнению, обладать идеальная жена (идеальный муж)?
  49.  "По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь читать и писать". Разделяете ли вы точку зрения А.П. Чехова?
  50.  "Не люблю читать пьесы!" - заявляет один из учеников. Что бы вы ему ответили?
  51.  Из всех искусств для нас важнейшим по-прежнему является кино?
  52.  каким быть уроку русского языка?
  53.  "Высшая цель, которой может служить искусство, - способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любили". Разделяете ли вы точку зрения Р. Кента?
  54.  Какое изобретение я считаю самым важным и почему?
  55.  "По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и гражданской ценности" (К.Г. Паустовский).
  56.  Настоящие писатели - совесть человечества (Л. Фейербах).
  57.  Как сделать Беларусь привлекательной для туризма?


Шаблон анализа лирического стихотворения.

(Лирика– субъективный взгляд на субъективный мир)
Логика работы со стихотворением  видится как постепенное расширение поля понимания стихотворения по аналогии с конусом: где
вершина – текст стихотворения,
ось конуса – анализ формы,
основание – истолкование содержания.

1. С чего начать?
- ассоциации, которые вызывает стихотворение;
- настроение, которое создает стихотворение
- мысли, которые оно вызывает
- факты биографии поэта, ИМЕЮЩИЕ отношение к данному стихотворению
- рассуждения о месте стихотворения в творчестве поэта
- суждения об общих закономерностях творчества поэта, нашедших отражение в конкретном стихотворении;
- цитата из стихотворения;
- отзыв о стихотворении критика.
2. Тема и  идея. Заглавие.
Тема – о чем стихотворение? (любовная лирика, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)
Идея мыслится как восприятие темы. Идея индивидуальнаЧтобы определить идею можно применить один из вопросов:
Зачем поэт написал это стихотворение, что он хотел сказать своему читателю?
Что нового Я узнал, понял, прочитав это стихотворение?
Заглавие позволяет выстроить ряд ожиданий, предположений, возможного движения мысли, заглавие может быть противопоставлено содержанию. Поэтика обманутых ожиданий. Минус-прием.
Привлечение каналов восприятия:
что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?
3. Анализ  художественной формы с целью «создания» содержания.
Анализ формальных элементов имеет смысл только тогда, когда можно выделить ихсмыслообразующую функцию. Каждый из элементов должен приближать исследователя к основанию конуса.
1) Жанр.
- эпиграмма (сатирический портрет)
- эпитафия (посмертное)
- элегия (стихотворение медитативного характера)
- ода (хвалебное)
- послание - стихотворное  произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания
- сонет - стихотворение из 14-ти строк: два четверостишия  и два трехстишия.
2) Принадлежность к определенному литературному направлению:
сентиментализм                      романтизм
реализм                                    символизм
акмеизм                                   футуризм
3) Композиция.
Деление на смысловые части
Строфическое  и синтаксическое членение. (Строфа - группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах.)
4) Ритм, рифма, рифмовка.
Основа всякой поэтической вещи — ритм — «основная сила, основная энергия стиха» (В. В. Маяковский).
Ритм - (от. греч. rhythmos - соразмерность) - периодическое повторение в стихотворной речи однородных элементов.
Стихотворные размеры: хорей (      ), ямб (       ), дактиль (            ),          амфибрахий(             ), анапест   (             ).
Нарушения метрического ударения: пиррихий, спондей.
Рифма – инструмент в поисках смысла.
О.Мандельштам
Рифма  - одинаковое или сходное звучание концов  стихотворных строк.
Рифма может быть
богатая: полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному, (ограда - винограда; труды - руды)
бедная: созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им согласных звуков (ветер - метил).
Богатые рифмы всегда оценивались как особо звучные
Рифмовка
смежная  (парная)                      ААББ (смысловая автономность рифмующихся строк)
перекрестная                             АБАБ  (смысловые переклички, цельность)
опоясывающая  (кольцевая)    АББА  (монолитность)

5) Особенности языкового оформления.
Синтаксис (разные типы предложений, наличие осложненных простых предложений, роль однородных членов, обращений, уточнений и т.п.)
Морфология (преобладание определенных частей речи, форм)
Морфемика (роль некоторых морфем)
Звуковая организация - способы акцентирования в сознании определенных строк:
ассонанс (повторение гласных звуков)
аллитерация(повторяются согласные звуки)
Лексика: синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы, индивидуально-авторские образования.
Тропы (слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении):
- аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы
- гипербола - художественное преувеличение,
- ирония - скрытая насмешка
- литота - художественное преуменьшение
- метафора - скрытое сравнение, без союза. А как В = ВА
- метонимия - сближение, сопоставление понятий по принципу смежности (содержащее – содержимое, вещь – материал, автор – его произведение и т. п.)
- оксюморон – сочетание противоположных по смыслу слов
- перифраз - описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания
- сравнение – А как(словно, будто) В, А похоже на В,  А В (Тв.п.)
- эпитет - художественное определение
- олицетворение – наделение неодушевленных предметов человеческими свойствами
Стилистические фигуры - обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя или слушателя. В отличие от тропов  называют различные синтаксические конструкции, речи.
анафора                        антитеза                                        инверсия
эпифора                        градация                                       парцелляция
бессоюзие                    многосоюзие                                синтаксический параллелизм
риторические вопрос, восклицание, обращение

4. Чем закончить?
Подвести итоги.
Какие чувства отражены в стихотворении?
О чем все-таки оно?
План анализа стихотворения
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.
3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения./ Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста/.
1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.
2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.
3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:
А) Ритм стиха, стихотворный размер:
Ямб U┴
Хорей ┴U
Анапест UU┴
Амфибрахий U┴U
Дактиль ┴UU
Дольник
Верлибр / свободный или белый стих/
Акцентный стих.
┴-ударный слог; U-безударный слог; UU-пиррихий, 
/т.е. пропуск ударения в двусложном размере/.
Б) Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию, настроение автора, создают мелодию:
О как на склоне наших дней 8 слогов
Нежней мы любим и суеверней… 
Сияй, сияй прощальный свет 8 слогов
любви последней, зари вечерней 
10 слогов, перебой ритма
В) Рифмы
Смежная/парная/ААВВ
Перекрёстная АВАВ
Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.
Г) Анафоры /одинаковое начало строчек/- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
Д) Переносы. Значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент:
Знали бы вы,
Ближний и дальний,
Как головы
Собственной жаль мне-
Бога в орде!
Степь, каземат-
Рай – это где
Не говорят!
Е) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.
И крутится в моём мозгу:
Мазурка, море, смерть, Марина
4) Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
5) Какую лексику использует автор: бытовую, повседневную;-литературную, книжную; публицистическую:
- архаизмы, устаревшие слова
неологизмы, слова, созданные автором / «громокипящий кубок»/
6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:
 сам автор
- рассказ от лица персонажа
- автор играет какую-то роль /«поэтический театр» Цветаевой/.


Роль изобразительно-выразительных средств в тексте


Языковые средства
Возможная роль в тексте
Эпитеты
Усиливают выразительность, образность языка произведения;
придают художественную, поэтическую яркость речи;
обогащают содержание высказывания;
выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
создают живое представление о предмете;
оценивают предмет или явление;
вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
Сравнение
Сообщает явлению и понятию то освещение, оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель;
помогает более точно представить предмет или явление;
помогает увидеть в предмете новые, невидимые стороны;
сравнение придает описанию особую наглядность.
Метафора
Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта.
Олицетворение
Олицетворения придают тексту яркий, зримый характер, подчеркивают индивидуальность стиля автора.
Гипербола
Литота
Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность.
      Гипербола и литота могут также использоваться как средство создания комических образов
Ирония
Помогает создать комический эффект
Перифраз (а)
Перифразы позволяют:
      выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого;
      избежать неоправданной тавтологии;
      ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого.
Перифразы играют в речи эстетическую роль, их отличает яркая эмоционально – экспрессивная окраска. Образные перифразы могут придавать речи самые различные стилистические оттенки, выступая то как средство высокой патетики, то как средствонепринужденного звучания речи.
Метонимия
Метонимия позволяет кратко выразить мысль, она служит источником образности.
Синекдоха
Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает  ей глубокий обобщающий смысл
Антитеза
Сочетание контрастных понятий  сильнее оттеняет значения слов и делает речь более яркой и выразительной
Риторический   вопрос
Привлечь внимание читателя к изображаемому; усилить эмоциональное восприятие
Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем .
 Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме.
Риторическое восклицание
Риторическое восклицание отмечает высшую точку накала чувства и одновременно - важнейшую мысль речи (часто в ее начале или конце). 
Риторическое обращение
Риторическое обращение служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния.
Синтаксический параллелизм
Усиливает эмоционально-образную выразительность; придает художественной речи ритмичность
Антонимы
Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной. 
Синонимы
Служат для более точного выражения мыслей и чувств.
Оксюморон
Подчёркивает противоречивое психологическое состояние, выраженное в предельно лаконичной форме, создаёт эмоциональное впечатление.
Однородные члены предложения, градация, синонимы, антонимы
Позволяют конкретизировать мысль, сделать описание подробным, представит разные аспекты, дифференцировать смыслы.
Бессоюзие
Речь приобретает большую сжатость, компактность, динамичность.
Бессоюзие как стилистический прием используется с целью усиления изобразительности речи, а также с целью усиления смысловой противопоставленности компонентов высказывания и повышения экспрессивности текста.
 Первая из названных функций характерна для бессоюзия в художественном стиле речи, вторая — для бессоюзия в публицистическом стиле.
Многосоюзие
Подчеркивается единство перечисляемого.
Многосоюзие может использоваться как средство повышения смысловой значимости перечисляемых элементов, придания речи торжественной тональности и эмоциональной приподнятости.
Инверсия
Инверсия используется преимущественно в поэтической речи для привлечения внимания читателя или слушателя к самым важным в смысловом отношении словам.

Парцелляция
Парцелляция способна усиливать выразительность текста, выделяя какие-либо детали общей картины, подчеркивать значимость тех или иных частей высказывания, наиболее важных с точки зрения автора, передавать отношение автора к сообщаемому.
Парцелляция широко распространена в современной печати. Её употребление связано со стремлением передать интонации и акцентированность живой речи.
            Разделенные точками члены предложения или их группы отделяются от базового предложения, акцентируются, становясь самостоятельно оформленными частями высказывания, приобретают самостоятельность отдельного высказывания, с их помощью выделяются наиболее важные моменты в сообщении.
             Каждый из последующих элементов высказывания как бы возникает в сознании не сразу, а в процессе раздумья. Получается, что мысль в сообщении подается отдельными порциями, что создает прерывистость интонации и имитирует естественность и непосредственность живой речи. Стыки этих смысловых «порций» и фиксируются точками.
 Градация
Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла. (А. А. Блок)
 Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами.(А. С. Пушкин)
      Следует учитывать, что прием градации основан на изменении признака по абстрактной шкале количества (вверх: средне — больше — много — очень много; вниз: много — меньше — мало — совсем мало) и абстрактной шкале оценки (при положительной оценке: хорошо — довольно хорошо — очень хорошо — превосходно — выше нормы; при отрицательной оценке: плохо — довольно плохо — очень плохо — отвратительно).

Умолчание
Передает эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается, что именно осталось невысказанным.


Комментариев нет:

Отправить комментарий