Олимпиадные задания


Олимпиада по русскому языку и литературеКартинки по запросу Картинка совы в очках и с указкой

5 класс
1.     Записать, какие получатся  слова, если прочесть каждое от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы:
лог, куль, парк
2.     Записать слова, обозначить, подчёркнутые части слова.
3.  ний, перелесок, с товарищами, прибежал.
4.     Написать предложения, вставляя одинаковые по звучанию предлоги, приставки.
5.      
Планер .. нялся высоко … облака.
Повар ..мешал подливу … мукой.
·          
4.     Списать, вставляя пропущенные буквы. Дописать подходящие по смыслу глаголы, указать их времена.
К…рова мычит, а с…бака … .
Муха п…л…тит, а зм..я … .
Вет..р дует,а сне… … .
М…ляр красил, а кузнец … .
5.     Прочитать сказку.
Заяц и черепаха
Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит.
Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: « Спеши, спеши, черепаха, всё равно я тебя догоню».
Но пока так потешался, черепаха – хоть и тихо шла – оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.
Бегать-то он умел, но не знал того, что лёжа на месте, и от черепахи можно отстать.

1.     Подчеркнуть в тексте слова, которые передают основную мысль текста.
2.     Выбрать и подчеркнуть пословицу, которая по своему содержанию соответствует сказке.
·         Один в поле не воин.
·         Всякая дорога вдвоём веселей.
·         Играть играй, да дело знай.
3.     Придумать и записать три вопроса к тексту.
6 класс
1.Подчеркните слова, в которых находятся рядом два гласных звука:
Растеряша, единица, сюрприз, трагедия, подъёмник, поглядеть, юбилей, отчётный, ёжиться, темнеет.
2.Расставьте ударение в словах:
Квартал, ракушка, кладовая, баловаться, секторов, начала, учится, приняли, понял, ремень.
3.В данные слова вставьте пропущенные буквы:
Щ…пальце, ранч…, мета…, холщ…вый, б…гровый, ж…кей, до…атый, подж…г(здания), в…негрет, доч…рка, ю…аты, лягуш…нок, г…рлянда.
4.Объясните значение фразеологических оборотов:
Водой не разольёшь- __________________________________________________________________;
Как в воду опущенный- _______________________________________________________________;
Как в воду глядел- ___________________________________________________________________;
Прошли огонь и воду- ________________________________________________________________;
Набрал в рот воды- ___________________________________________________________________;
Воды не замутит- ____________________________________________________________________;
Толочь воду в ступе-__________________________________________________________________.
5.Пользуясь таблицей, произведите морфемный разбор данных слов.
Слово
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
1)заземление




2)ножонка




3)авиационный




4)дешевизна




5)делаешь




6)наводнение




6.Укажите номера примеров, которые представляют собой словосочетания:
1) гром и стук;                                                           6) за водой;
2) распахнулась дверь;                                             7) куда-то ушёл;
3) влететь в избу;                                                      8) не двигаться;
4) хлынуть ливнем;                                                   9) умные глаза;
5) не сказать ни слова;                                             10) около сундука.
__________________________________
  7. Укажите номера примеров, в которых разбор по членам предложения выполнен правильно:
1.     От инея пожелтели берёзки. 
2.     Береговая поросль быстро теряла листву.
3.     Небо покрывалось тяжёлыми облаками.
4.     Холодный ветер оборвал засохший листок.
5.     Река весело катилась в горах.
________________________________________
8. Прочитайте текст.
      Пришёл однажды Витя в лес. Вдруг в кустах возле ручья он услышал приглушённый писк. Витя сделал несколько шагов к воде, внимательно посмотрел по сторонам и увидел большую голову и тонкие ножки лосёнка. Лежит бедняжка, весь съёжился от холода. Обхватил его мальчик и вынес на дорогу. Пошёл домой, а лосёнок за ним идёт, не отстаёт.
      Взял Витя лосёнка с собой и приютил его дома. Уложил его в тёплый уголок, прикрыл старой шубкой, потом нашёл соску и угостил лосёнка вкусным молоком. Так и прижился лосёнок у Вити.
 Проанализируйте текст.
Тип речи:______________________________________________________________;
Стиль речи:____________________________________________________________;
Вид связи предложений в тексте: _____________________________________________.
9.Какие средства художественной выразительности использует поэт?
1.Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Весёлой, пёстрою стеной
    Стоит над светлою поляной.                  И.Бунин
_________________________________________________________________________________
2. Зябнет осинка,
    Дрожит на ветру,
    Стынет на солнышке,
    Мёрзнет в жару.                                      И.Токмакова
_________________________________________________________________________________
10. Назовите произведение и автора по данным стихотворным строкам.
Стихотворные строки
Произведение
Автор
1.О, первых листьев красота,
   Омытых в солнечных лучах,
   С новорождённою их тенью!
   И слышно нам по их движенью…


2.Разбегайтесь, ручьи,
   Растекайтесь лужи,
   Вылезайте, муравьи,
   После зимней стужи.


7 класс
1.Подчеркните буквы е,ё,ю,я, которые обозначают два звука:
 Южный, объединение, профессия, обоняние, яркая, ёлка, объезд, единый, ручеёк, пришёл.
2. Расставьте ударение в словах:
Красивейший, нефтепровод, языковая (форма), удобнее, фарфоровый, изжелта-красный, иссиня-чёрный, центнер, подростковый, минусовый, феномен, квартал, августовский, из атласа(ткань).
3. В данные слова вставьте пропущенные буквы:
Прож…ктор, …олнечная, с…стема, те…итория, девч…нка, параш…т, десятиба…ьная, ра…зжигал, подр…стать, изл…гать, ч…порный, к…литка, прив…легия, пр…тихий.
4. Объясните значение фразеологических оборотов:
Выйти сухим из воды- _________________________________________________________;
Сесть в калошу- ______________________________________________________________;
Играть первую скрипку- _______________________________________________________;
На всех парусах- ______________________________________________________________;
По пальцам пересчитать можно- _________________________________________________;
Сгущать краски- ______________________________________________________________.
5. Пользуясь таблицей, произведите морфемный разбор данных слов.
Слово
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
Постфикс
1)наклонить





2)быстрота





3)прополка





4)прислушаться





5)лекционный





6)побежать





6. Поставьте данные имена существительные в форму множественного числа:
Щенок- ___________________________________;
Директор -__________________________________;
Бухгалтер- __________________________________;
Сектор - ____________________________________;
Договор - ___________________________________;
Прожектор- _________________________________;
Кондуктор- _________________________________.
7. Перестройте данные словосочетания сущ.+сущ. в прил.+сущ. Укажите разряд полученных имён прилагательных:
О дне осени- ___________________________________________________________;
Повадкой волка- ________________________________________________________;
В гнезде птицы - ________________________________________________________;
К шкурке телёнка- ______________________________________________________;
В свете вечера -_________________________________________________________;
      Шубой из кролика - _________________________________________________________.
8. Прочитайте текст.
     Если вы прислушаетесь к весеннему лесу, вы услышите звуки необычные и разнообразные. Вот с изящной ветки берёзы спадает прозрачная капля. Раздаётся тонкий хрустальный звон. Вот вы слышите сдержанный шёпот молодых листьев, вот дятел пускает весёлую барабанную дробь. От пенька к пеньку перебегает хлопотливая мышь. Гудит, ударяется о берёзу, сбивается с пути и грозно падает тяжёлый чёрный жук. Весело жучит ручеёк. Тянет свою нудную песню комар.
     Только в глухую полночь всё примолкает, звуки замирают. А на рассвете снова услышишь, как начинается прекрасная музыка жизни. При восходе солнца её звуки нарастают. Вся природа радостно приветствует солнышко.
Проанализируйте текст.
Тип речи:______________________________________________________________________;
Стиль речи: ____________________________________________________________________;
Вид связи предложений в тексте: __________________________________________________.
9. Определите, каким стихотворным размером написано стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер».
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
______________________________________________________________
10. Определите, героями каких художественных произведений являются данные персонажи.
Вакула, Митраша, Оксана

Очумелов , Хрюкин, Елдырин

Птаха, Вадик, Лидия Михайловна,Тишкин

Пётр Рублёв, Юрий Азагаров, Антон Рубинштейн

Федя, Павлуша, Ильюша, Костя, Ваня

                                                                                  8 класс
1.Прочитайте рекламный текст. Поставьте ударения в выделенных словах.
      Хотите знать о настроении звонящего Вам ещё до того , как услышите  его голос? Мы рады представить телефон, который уловит любые эмоции Вашего собеседника, несказанно облегчит Ваше общение, поможет начать разговор и правильно понять другого. Долой боязнь принять вызов, даже самой судьбы! Долой дедовские средствасвязи! Спешите! Первым десятерым покупателям мы с удовольствием вручим подарки.
2.Составьте и запишите словосочетания, выбрав подходящие по смыслу паронимы(слова, близкие по звучанию, но разные по значению).
1) (злая/злостная) сила _________________________________________________________;
2) (орудие/оружие) труда _______________________________________________________;
3) (обидный/обидчивый) сын ____________________________________________________;
4) (поступок/проступок) правильный ______________________________________________;
5) (рыбий/рыбный) корм _________________________________________________________;
6) (удачный/удачливый) ответ _____________________________________________________.
3.Замените каждый фразеологизм одним словом, синонимичным по значению.
1) чёртова дюжина- _____________________________________________________________;
2) затронуть за живое -___________________________________________________________;
3) с глазу на глаз- ________________________________________________________________;
4) говорить под руку- ____________________________________________________________;
5) с первого слова- ______________________________________________________________;
6) мамаево побоище- ____________________________________________________________.
4.Распределите данные ниже слова на три группы:
С материально выраженным окончанием
С нулевым окончанием
Без окончания









 Издав, гений, семей, олений, удобнее, иногороднее, узка, какой-то, станция, танго.
5.Запишите  номера слов, в которых неверно обозначена основа. Дайте правильный вариант. Прокомментируйте.
1)обнаружен,  2)везти, 3)большущий, 4)подгорел, 5)опасавшийся, 6)пишете, 7)подгорелый, 8)выбросьте, 9)опасался, 10)бегущий.  

6.Прочитайте фрагмент лингвистической статьи, заполняя пропуски.

Причастие – это_________________________________________, которая обозначает ____________
________________________________. Начальной формой причастия является форма ____________
__________________________. Причастие имеет следующие глагольные признаки: 1)___________,
например, ________________________2)_________________, например, _____________________;
3)_________________________________, например, _______________________________________;
4)__________________________________, например, ____________________________. От непереходных глаголов не образуются _____________________________ причастия.
7.Найдите предложения, в которых нарушена грамматическая норма русского литературного языка. Запишите правильный вариант этих предложений.
1)Увидев на сцене Буратино, малыш радостно захлопал в ладоши.
2)Не доезжая до берега, лёд провалился.
3)Пролетая над городом, самолёт сбросил рекламные листовки.
4)Проходя мимо остановки, у меня возникло желание подъехать на автобусе.
5)Возвращаясь домой поздней ночью, я всегда заставал в её окне свет.
Литература
8.Соотнесите литературные термины с их определениями.
А. Ремарка
1. Звуковые совпадения в конце строк.         
Б. Баллада
2. Один из жанров лиро-эпической поэзии: сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-то необычный случай, связанный с историческим событием или преданием; обычно героического, легендарного или фантастического характера.
В. Ритм
3. Один из жанров лиро-эпического произведения, для которого характерны сюжетность, выражение автором ил героем своих чувств.
Г. Поэма
4. Авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, внешние и духовные отличия персонажей, их состояние.
Д. Рифма
5. Повторение однородных звуковых особенностей, чередование ударных и безударных слогов.
Область ответа: А ___ Б____ В____Г____Д____
9.Восстановите таблицу по имеющимся в ней сведениям.
Название произведения
Автор
Эпиграф к главе или начало произведения
(главы)
Название главы
 (если есть)
«Капитанская дочка»

-Ин изволь и стань же в позитуру.
Посмотришь, проколю как я твою фигуру!
Княжнин

«Отрочество»

Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щёки; невозможно было дотронуться до раскалённых краёв брички; густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Не было ни малейшего ветерка, который относил бы её.



Море- огромное, лениво вздыхающее у берега, -уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков…


А.С.Пушкин
Вы, молодые ребята, послушайте,
Что мы, старие старики, будем сказывати.
                                                    Песня

 10.Укажите жанр и название произведения, а также автора следующих стихотворных строк.
1)Среди долины ровныя,
    На гладкой высоте,
    Цветёт, растёт высокий дуб
    В могучей красоте. Ответ: _____________________________________________
2)И было всё на небесах
    Светло и тихо. Сквозь пары
    Вдали чернели две горы.
    Наш монастырь из-за одной
    Сверкал зубчатою стеной. Ответ:_________________________________________
3)Невежа так же в ослепленье
    Бранит науки и ученье,
    И все учёные плоды.
    Не чувствуя, что он вкушает их плоды. Ответ:_____________________________________
9 класс
1.Поставьте ударение в выделенных словах текста.
       Ваше намерение ходатайствовать об обеспечении паблисити наших товаров и услуг является донельзя актуальным. Многие компании реализуют наши товары втридорога. В свете последних договоров с фирмами наш уставный капитал должен давать стабильный прирост. Мы намерены премировать лучших инженеров, аудиторов и представителей менеджмента, участвующих в упрочении нашего производства.
2.Как называются слова, данные в скобках? Образуйте словосочетания, выбирая из скобок подходящее по смыслу слово:
1) племя(военное/воинственное)______________________________________________________;
2) чернила(водяные/водянистые)______________________________________________________;
3) вред(неисправимый/непоправимый)_________________________________________________;
4) замечание(дельное/деловое)_________________________________________________________;
5) мировоззрение(идеальное/идеалистическое/)___________________________________________;
6) единство(органичное/органическое)___________________________________________________;
7) отчёт(представить/предоставить)_____________________________________________________;
8) поступок(логичный/логический)______________________________________________________.
3.Вспомните имена собственные библейского(мифологического) происхождения и восстановите следующие фразеологизмы:
1) Возродиться, как _________________, из пепла.
2) ________________________ узел.
3)________________________ меч
4)Двуликий ___________________________
5)_________________________ поцелуй (сущ.)
6)Ящик __________________.
7)_____________________________ конюшни.
8)________________________ нить.
4.Выпишите данные слова в таблицу в соответствии с их морфемным составом:
Управление, лисий, загорелся, нервничать, обновление, окружён, выравнивая, соприкоснувшись, отказ, сшитый.
Приставка(и)
Корень
Суффикс(ы)
Окончание
Постфикс
словообразовательные
формообразовательные






















































5.Определите способ образования следующих слов, указав слова, от которых они образованы:
1)предъюбилейный  ‹--- _____________________________________________(______________________________________);
2)постройка ‹---   _______________________________________(____________________________);
3)полив  ‹---   _________________________________(____________________________);
4)изголовье ‹---    ___________________________________(______________________________);
5)дорогостоящий ‹---___________________________________(________________________).
6.В скобках запишите частеречную принадлежность выделенных в предложениях слов.
1)Смех начинал разбирать всё (________________) больше и больше. 2)К утру погода разгулялась, и опять всё стало просто (___________________). 3)Звери ближе – охотнику всё тревожнее (______________). 4)Человек долго стоял, видимо, делал усилия понять явление света внутри (___________) тёмного леса. 5)Ночь стала ещё темнее(_________________). 6)Старик , имея много дел, в иные (___________) книги не глядел.
7.Выполните следующие задания:
А)продолжите определение «Слова-предложения- это _________________________________
___________________________________________________________________________________».
Б)среди выделенных курсивом предложений найдите слова-предложения и запишите их номера в область ответов.
1)»Вам придётся идти пешком?»-«Да, конечно». 2)»Будешь вовремя?»- «Буду». 3)»Твой отец- врач?»- «Врач». 4)»Опять уголь разгружали?»- «Ага». 5) «Я зайду к вам завтра».- «Хорошо»,- сказала Таня. 6)»Ах, витязь, то была Наина».- «Я к ней». 7) «Значит ты никогда не жалуешься?»- «Нет». 8) «Всё получилось?» - «Конечно». 9) «Ты едешь сегодня?»- «Завтра».
Ответ:
В)поясните, почему выделенное в данной ниже синтаксической конструкции предложение не может быть словом-предложением:
«Ты кто по национальности?»- «Белорус».
______________________________________Литература
8.Соотнесите литературные термины с их определениями.
А.Юмор
1.Драматическое произведение, изображающее такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
Б.Сарказм
2.Предельное преувеличение, основанное на причудливом сочетании фантастического и реального, ужасного и смешного; сгущение сатирического изображения явлений, предметов, людей.
В.Сатира
3.Наиболее беспощадное осмеяние несовершенства мира, человеческих пороков.
Г. Гротеск
4. Едкая, язвительная насмешка.
Д. Комедия
5. Весёлая, добродушная насмешка над кем-либо или чем-либо.
Область ответа: А___Б___В___Г___Д___
9.Впишите в таблицу недостающие сведения.
Название произведения
Автор
Жанр
Главный герой/герои


рассказ
Иона
«Ромео и Джульетта»




Н.А.Некрасов

Княгиня Трубецкая



Алеко

10.Восстановите известный вам текст литературного произведения. Как называется произведение? Кто его автор? К какому жанру относится?
Во дни…………………………., во дни……………………………….. раздумий о моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий,……………………………….,………………………………………… и …………………………………….. русский язык! Не будь тебя- как не впасть в …………………………… при виде всего, что свершается………………………………..? Но нельзя верить, чтобы такой ………
………………………………… не был дан …………………………………. народу!

9 класс
1. В сборнике пословиц и поговорок XVII в. есть такие:

1) Не родитца от свиней бобрионокъ, всегда поросионокъ.
2) В поле копионки, а в доме опионки. (Словарь русского языка XI–XVII вв.)
Произношение подчеркнутых слов в XVII веке не отличалось от современного. Чем объясняется их странное для нас написание?

2. В предложениях из произведений И.А. Гончарова найдите устаревшие слова (архаизмы) и объясните, почему они называются лексико-фонетическими архаизмами. Приведите свои примеры фонетических архаизмов, которые встречались вам при чтении классической литературы.

1) В его памяти воскресла только благоухающая комната его матери, варьяции Герца, голубые глаза, каштановые волосы – и все это покрывал какой-то нежный голос Ольги: он в уме слышал ее пение. 2) Канарейки весело трещали; ерань и порой приносимые детьми из графского сада гиацинты изливали в маленькой комнатке сильный запах. 3) У ней [Марфеньки] есть шкафик, где всегда спрятан изюм, чернослив, конфекты.

3. В Словаре В.И. Даля читаем: «Смиренъ топоръ, да веретено бодливо, о мужикѣ и бабѣ».
Какой вид переносного значения слов топор и веретено здесь представлен?

4. Укажите значение выделенных слов. Связаны ли они между собой? Как называются такие слова?

Стовосьмидесятиоконным, четырехэтажным громадным покоем окаймляла плац родная Турбину гимназия. <…..> Черные окна являли полнейший и угрюмейший покой. С первого взгляда становилось ясно, что это покой мертвый.
                                                                           (М.А. Булгаков. Белая гвардия)

5. Прочитайте предложения и ответьте на предложенный ниже вопрос.

1) Подали чай, любимую Денисовым молочную кашу из сорочинского пшена, рыбы, пирожков, варенья, разных плодов и ягод. 2) Пошла Никитишна вкруг стола, обносила гостей кашею, только не пшенною, а пшена сорочинского, не с перцем, не с солью, а с сахаром, с вареньем, со сливками. (П.И. Мельников-Печерский. На горах)
Каким словом иноязычного происхождения было вытеснено старое русское словосочетание сорочинское пшено? В качестве подсказки напомним, что в пушкинской «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» богатыри выезжали в поле, чтобы «сорочина в поле спешить».


6. Объясните лексическое значение выделенного в тексте слова. Как оно образовано? Приведите примеры слов, образованных по такой же модели.
…Телега въехала во двор <…>, по которому со степной яростью носилась по рыскалу, гремела цепью желтая широкогрудая собака. (И.А. Бунин. Клаша)

7. Найдите в данных предложениях устаревшие слова, которые отличаются от современных грамматическими признаками. В чем именно заключается их отличие от современной нормы?
Какая общая словообразовательная особенность объединяет эти слова?

1) Твой милый взор, невинной страсти полный…/ Он служит им укорою безмолвной. (Ф.И. Тютчев) 2) Под занавесою тумана/ Стоит могила Оссиана. (М.Ю. Лермонтов) 3) Чацкий. Смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга!... (А.С. Грибоедов. Горе от ума) 4) – Благодарю, – отвечал Сурков, – только не худо было бы предложить этот замен пораньше, когда не было билета: я бы посмотрел тогда, как бы заменили меня. (И.А. Гончаров. Обыкновенная история)

8. Определите часть речи и синтаксическую функцию выделенных курсивом слов. Какую особенность имеют формы хуже и лучше?
– Если б ты рассматривал дело похладнокровнее, так увидел бы, что ты не хуже других и не лучше, чего я и хотел от тебя: тогда не возненавидел бы
ни других, ни себя, а только равнодушнее сносил бы людские глупости и был бы повнимательнее к своим. (И.А. Гончаров. Обыкновенная история)

9. Какие способы выражения сравнения представлены в данных фрагментах «Повести о жизни» К.Г. Паустовского? В чем вы видите индивидуальность образных средств, используемых писателем?

1) Солнечный свет падал на старые окна дома, зажигая их радугой, и стекла отражали какое-то странное утро. Странным я его называю потому, что оно походило на те утра, что писали художники Возрождения на своих картинах-иконах. Там, на этих картинах, мальчик с тонким посохом пас ягнят, похожих на мелкие облака. Дальние горы казались вырезанными из разноцветного картона. Курчавые деревья напоминали виноград. Вода сливалась с игрушечных гор каскадами. Единорог стоял на поляне, сияя золотым рогом, как зажженная пасхальная свеча.


2) Я впервые видел сплошной буковый лес. Это был светлый лес, торжественный, как византийский собор. Или, пожалуй, он больше напоминал бесконечную колоннаду из высоких стволов, обтянутых зеленоватой замшей, – некий мшистый и прохладный форум по склонам гор.
9 класс
1. Ответ. Написание бобрионокъ, поросионокъ, копионки, опионки объясняется отсутствием в алфавите XVII века буквы ё: она была введена в
употребление только в самом конце следующего, XVIII века. В XVII–XVIII вв. образованными людьми употреблялся знак io, а в менее грамотных текстах встречается его вариант – ио. Буква i (и) в этом случае не обозначала гласного звука [и], а выполняла функцию указания на мягкость согласного, предшествующего ударному [о]. Буква ъ (ер) – твердый знак – в конце слов
бобрионокъ и поросионокъ писалась по традиции, была устранена реформой 1917–1918 гг.

2. Ответ. Варьяции – совр. вариации; ерань – совр. герань; конфекты – совр. конфеты. Устаревшие слова варьяции, ерань, конфекты не отличаются от современных слов ни значением, ни грамматическими признаками. Устарело только их произношение (и соответственно изменилось написание), поэтому эти слова относятся к разряду фонетических архаизмов. Другие часто встречающиеся в классической литературе слова с устаревшим произношением: нумер (номер), сторы (шторы), пиит (поэт), гиероглиф (иерог лиф), миньятюра (миниатюра), скрыпеть (скрипеть).

3. Ответ. Метонимия – перенос названия с предмета на другой предмет или лицо на основании их смежности: мужик при старом укладе жизни часто имел дело с топором, баба – с веретеном. В данном случае метонимия выступает как средство художественной выразительности: слова топор и
веретено становятся обобщенными, образно-символическими обозначениями мужчины и женщины, а вся поговорка ярко раскрывает разницу двух характеров – мужского и женского.

4. Ответ. В предложениях представлены два слова покой в разных значениях, не связанных между собой. Покой 1 – старое название буквы П
в кириллическом алфавите; гимназия окаймляла плац покоем – здание было выстроено в виде буквы П. Покой 2 – спокойствие, тишина, неподвижность; мёртвый покой – полное отсутствие проявлений жизни. Между двумя значениями нет смысловой связи, следовательно, эти слова являются лексическими омонимами.

5. Ответ. Сорочинское пшено – рис; сорочинская каша – рисовая каша. Сорочин – народно-разго-ворный вариант слова сарацин. Сарацинами в средневековой Европе во времена крестовых походов называли арабов. В русском народно-поэтическом творчестве слово сарачин/сорочин расширило свое значение, оно стало обозначать всех иноземцев – представителей восточных народов, поэтому завезенный с Востока рис получил название сорочинского пшена. Написание слова могло колебаться; например, в описании звездочета из «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина читаем: В сарачинской шапке белой,/ Весь как лебедь поседелый… (Сарачинская шапка чалма, восточный головной убор).

6. Ответ. Рыскало – веревка или проволока, по которой на кольце бегает (рыщет) цепная собака. Слово образовано от основы глагола суффиксальным способом: рыска-л(о) рыска(ть). Отглагольные имена существительные с суффиксом -л(о) обозначают разнообразные приспособления для действий, ср. покрыва-л(о) покрывать, поддува-л(о) поддувать; ср. также устаревшие названия орудий труда: молоти-л(о), суши-л(о), трепа-л(о) и др.

7. Ответ. Устаревшие слова отличаются от современных родовой принадлежностью и ти-пом склонения: укорою (жен.род) – совр. укор; под занавесою (жен.род) – совр. занавес; испуга (жен.род) – совр. испуг; (этот) замен (муж. род) – совр. замена (ср. также наречие взамен – от устаревшего в замен). Все эти слова образованы от глаголов способом нулевой суффиксации: укора укорять, занавеса занавесить, испуга испугать, замен заменить. Именно в сфере таких отглагольных образований в истории русского языка было широко распространено явление родового
параллелизма: возникали варианты измен и измена, присяг и присяга, огород и огорода, завес и завеса, упрек и упрека и т.п. В первой половине XIX века литературная норма еще не отличается высокой степенью строгости, поэтому в текстах встречается много примеров колебания в родовой принадлежности имен существительных.

8. Ответ. Похладнокровнее (рассматривал), равнодушнее (сносил) – наречия в сравнительной степени, в предложении играют роль обстоятельства. Хуже, лучше, повнимательнее – сравнительная степень имен прилагательных в роли
составного именного сказуемого. Формы хуже и лучше отличаются от исходных прилагательных самой основой: хуже – от плох(ой), лучше – от
хорош(ий); это явление называется термином супплетивизм (расхождение основ).


9. Ответ. Сравнение выступает главным приемом двух высокохудожественных описаний – утра и букового леса. В обоих отрывках сравнение выражается лексически – при помощи слов: походило, похожих, казались, напоминали, напоминал. Кроме того, текст украшают яркие сравнительные обороты с союзом как: как зажженная пасхальная свеча; как византийский собор. Во втором отрывке представлено также скрытое сравнение – метафора: зеленой замшей переносно назван мох, покрывающий стволы буков. Индивидуальная особенность сравнений К.Г. Паустовского – их культурная глубина: в качестве образа для сравнения выступают картины художников Возрождения, архитектурные шедевры – византийский собор, колоннада, античный форум. Автор одинаково глубоко чувствует красоту природы и красоту искусства, осознает их неразрывную связь.

10 класс
1. Прочитайте фрагменты стихотворных произведений А.С. Пушкина. Какой гласный произносится под ударением в выделенных словах?

Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще?...
(«Евгений Онегин»)

Но человека человек
Послал к анчару грозным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
(«Анчар»)

В разговорной речи XIX в. произношение слов ещё и потёк ничем не отличалось от современного. Как объяснить особенность их произношения
в приведенных примерах?
2. Найдите в данных предложениях слово с устаревшим написанием. Укажите его значение и объясните причину орфографического изменения.
1) Пошел вдоль по поселку Фадеев: у одного дома постучится, у другого в источный голос покричит – везде ровно мертвые. 2) В богадельне бывали нередко раденья с криками, с источными воплями, с оглушительным ножным топотом. (П.И. Мельников-Печерский. На горах)

3. В романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история», в описании улиц провинциального города, читаем:
Подле него [зеленого дома с башенками] кокетливо красуется дикенький дом лекаря, раскинувшийся полукружием, с двумя похожими на будки флигелями. По какому признаку дом лекаря назван дикеньким?

4. Объясните значение выделенных слов и выражений. Каким термином они называются?
1) Бедный Обломов то повторял зады, то бросался в книжные лавки за новыми увражами и иногда целую ночь не спал, рылся, читал, чтоб утром, будто нечаянно, отвечать на вчерашний вопрос знанием, вынутым из архива памяти (И.А Гончаров. Обломов) 2) Она [Наташа] писала ему классически-однообразные, сухие письма, которым сама не приписывала никакого значения и в которых, по брульонам, графиня поправляла ей орфографические ошибки. (Л.Н. Толстой. Война и мир)

5. Укажите значение слова доброта в данном фрагменте текста, сравнивая его с современным значением этого слова. Назовите слово, производное от существительного доброта в данном значении. Какое еще из слов этого текста отличается по значению от современного?
         Пьер, самый рассеянный, забывчивый человек, теперь, по списку, составленному женой, купил все, не забыв ни комиссий матери и брата, ни подарков на платье Беловой, ни игрушек племянникам.
         Пьер с веселым, улыбающимся лицом разбирал свои покупки.
         – Каково – говорил он, развертывая, как лавочник, кусок ситца. Наташа, держа на коленях старшую дочь и быстро переводя глаза с мужа на
то, что он показывал, сидела против него.
         – Это для Беловой? Отлично. – Она пощупала доброту. – Это по рублю, верно? (Л.Н. Толстой. Война и мир)

6. Какой частью речи являются и какую синтаксическую роль выполняют выделенные слова? В каких из этих слов конечный гласный о является суффиксом и в каких – окончанием?

Как все вокруг сурово, снежно,
Как этот вечер сиз и хмур!
В морозной мгле краснеют окна нежно
Из деревенских нищенских конур.

Ночь северная медленно и грозно
Возносит косное величие свое.
Как сладко мне во мгле морозной
Мое звериное жилье!
                            (И.А. Бунин)

7. Объясните, почему слово прямоговорящий в данном тексте выделено авторским курсивом. Как образовано это слово и каково его лексическое значение? Приведите примеры общеупотребительных слов, образованных таким же способом.
Само интервью прошло легко, как-то почтительно-приятельски: молодой человек действительно вел себя как профессионал. Вопросы задавал толково и точно сформулированные, не банальные, острые, но не наглые, – говорить с
ним было интересно; к тому же был он из этого удивительного поколения совсем молодых людей, выросших уже в новое, прямоговорящее время, а ей всегда было странно и любопытно – что они находят в ее стихах… (Д.Рубина. Шарфик)

8. Прочитайте отрывок делового письма, датированного 1621 годом. В каком падеже стоят выделенные имена существительные? Чем отличаются эти формы от современных?
Да посолъ же говорилъ, чтобъ бояре донесли до царского воеводы, что есть у него птица ловчая болобанъ, ловит всякой звѢрь и птицы. (Словарь русского языка XIXVII вв.)
9. Почему в данных примерах из классических произведений русской литературы слово видимо не выделено запятыми? Укажите его лексическое значение, часть речи и синтаксическую роль. Приведите пример обычного употребления этого слова в современном языке. В каком значении употреблено прилагательное мужественный в третьем предложении? Поясните смысл подчеркнутого выражения.
1) Графиня видимо смутилась. Черты ее изобразили сильное движение души. (А.С. Пушкин. Пиковая дама). 2) Вера худела и видимо томилась жизнью. (И.А. Гончаров. Обрыв) 3) Прислуживал Федька, видимо обремененный необычными сапогами, да помогала ему женщина с мужественным лицом и кривая, по имени Анфисушка, исполнявшая должности ключницы, птичницы

и прачки. (И.С. Тургенев. Отцы и дети)


10 класс
1. Ответ. В словах еще и потек под ударением произносится [э] – на это указывает рифма. В разговорной речи в этих словах во времена А.С. Пушкина, как и в современном языке, в ударной позиции произносился гласный [о]. Отсутствие перехода е в о являлось приметой «высокого» поэтического слога, эта книжная черта возникла под влиянием церковнославянского языка и противопоставлялась норме разговорной речи.

2. Ответ. Источный – совр. истошный (голос, вопль, крик) в значении «громкий и отчаянный». В произношении этого слова наблюдается фонетический процесс изменения сочетания чн в [шн] – такой же, как в произношении слов конечно – [кан’эшнъ], скучно - [скушнъ] и т.п. По происхождению слово источный связано с устаревшим глаголом источить в значении «излить, извергнуть» (ср. совр. источать аромат); именно утрата связи между словами источный и источить привела к тому, что написание слова последовало за его произношением: слово истошный пишем так, как слышим.

3. Ответ. Одно из устаревших значений прилагательного дикий – это обозначение оттенка серого цвета: дикий цвет – светло-серый, с голубоватым оттенком. Такой цвет является естественным для некрашеного материала – дерева или камня. Дикенький дом имеет природный серенький цвет. В романе И.А. Гончарова «Обломов» также упоминается дикий цвет: На другой
день Обломов встал и надел свой дикий сюртучок, что носил на даче.

4. Ответ. Повторять зады вспоминать или заново учить давно пройденный материал; увражи – научные сочинения; по брульонам – по черновикам. Эти слова и выражения относятся к лексическим архаизмам: они перестали употребляться как словарные единицы, соответствующее значение передается в современном языке другими словами и оборотами.

5. Ответ. В современном русском языке слово доброта относится к разряду отвлеченных существительных, оно употребляется только для характеристики человека: доброта – «отзывчивость, душевное расположение к людям; стремление делать добро другим».
         В приведенном отрывке из «Войны и мира» слово доброта (вероятно, с ударением на втором слоге: доброта) выступает в значении «прочность, добротность (ткани)»: эту доброту можно пощупать, что говорит о конкретизации значения. От этого слова и было образовано прилагательное
добротный – «качественный» а производное от этого прилагательного существительное добротность постепенно вытеснило исходное слово доброта (ткани) в состав устарелых.
         Слово комиссия употреблялось в значении «поручение»: Пьер не забыл комиссий матери и брата, т.е. купил все, что они заказывали. Невольно вспоминается и восклицание Фамусова в комедии «Горе от ума»: «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!». Здесь комиссия – налагаемая обязанность, долг отца.

6. Ответ. Сурово, снежно (все), сладко (жилье) – краткие прилагательные в роли составного именного сказуемого с нулевой связкой; о в этих словах – окончание, указывающее на средний род и ед. число краткой формы. Нежно
(краснеют), медленно и грозно (возносит) – наречия в роли обстоятельства; в их морфемном составе выделяется суффикс , так как наречия образованы от прилагательных суффиксальным способом: нежн-о нежн(ый), медленн-о медленн(ый), грозн-о грозн(ый).

7. Ответ. Авторский курсив выполняет в данном случае функцию выделения, подчеркивания индивидуально-авторского слова – окказионализма: слова прямоговорящий нет в словарном составе русского языка, оно создано автором только для этого текста с целью дать точную и
яркую характеристику нового поколения. Способ образования данного слова – сращение (лексико-синтаксический способ словообразования): в одно слово сливаются, без участия словообразующих аффиксов, элементы словосочетания. Прямоговорящий говорящий прямо; производное слово отличается от производящего словосочетания закрепленным порядком частей, слитным написанием и единым ударением; таким же способом образованы общеупотребительные слова типа здравомыслящий, слаборазвитый, вышеуказанный, многообещающий, скоропортящийся и под.
         Контекст подсказывает значение этого «разового» слова: прямоговорящий – искренний, свободный, чуждый страха и лицемерия. Эти характеристики, применимые к человеку, в данном тексте переносно характеризуют время, в которое выросло молодое поколение (прямоговорящее время).

8. Ответ. Слова зверь и птицы стоят в винительном падеже: болобан (охотничий сокол) ловит (кого? что?) всякого зверя и птиц. В современном языке формы винительного падежа у этих существительных совпадают по окончаниям с родительным падежом, ср.: нет (кого? чего?) зверя и птиц. Такое совпадение является признаком одушевленных имен существительных (у существительных женского рода эта черта проявляется только во мн. числе, а у слов мужского рода – и в ед., и во мн. числе).
         В приведенном письме начала XVII века формы винительного падежа совпадают с именительным падежом, как у существительных неодушевленных. Следовательно, во время написания этого текста слова зверь, птица, а также все видовые названия животных еще не входили в разряд одушевленных существительных.

9. Ответ. В приведенных примерах слово видимо не является вводным словом: это наречие, которое выполняет в предложении синтаксическую роль обстоятельства. Слово видимо имеет здесь значение «явно, заметно для всех». Такое употребление слова теперь является устаревшим. В современном языке видимо выступает как вводное слово, выражающее оценку говорящим реальности того, о чем он сообщает. В роли вводного слова, не связанного синтаксически с другими словами предложения слово видимо выделяется на письме запятыми, ср.: Он, видимо, уже не придет сегодня.
         Слово мужественный здесь имеет значение «мужской»: Анфисушка похожа лицом на мужчину.
помогала ему женщина с мужественным лицом и кривая, по имени Анфисушка, исполнявшая должности ключницы, птичницы


и прачки. (И.С. Тургенев. Отцы и дети)
11 класс
1. В начале XIX в. поэт Ф.Н. Глинка печатал в литературных журналах переложения церковных песнопений–псалмов, подписывая публикации одной буквой Θ (первой буквой своего имени – Θеодоръ).
Прочитайте эпиграмму А.С. Пушкина на Федора Глинку. Напишите буквы церковнославянского алфавита, названия которых использованы автором. Раскройте смысл выделенных в тексте слов и выражений.

Наш друг Фита, Кутейкин в эполетах,
Бормочет нам растянутый псалом:
Поэт Фита, не становись Фертом!
Дьячок Фита, ты Ижица в поэтах!
2. Чем вызвано фонетическое изменение известных личных имен в данных отрывках литературных произведений?
1) Всадник протянул мне свою твердую, как лодочное весло, руку. – Натолий, – сказал он. Почтительно пожавши весло, мы познакомились, закурили. Натолий внимательно рассматривал нас. (Ю.И. Коваль. Самая легкая лодка в мире) 2) – Пришел к вам, Катерина Ильвовна, попросить, нет ли у вас какой-нибудь книжечки почитать. Скука очень одолевает. (Н.С. Лесков. Леди Макбет Мценского уезда.) 3) – Да я так думаю, всему причина брат Иглеб. (И.А. Бунин. Древний человек)

3. Как называются выделенные в предложениях слова? По какому принципу примеры разделены на две группы? С какой целью авторы употребляют такие слова?
I. 1) Эта речка верст за пять от Льгова превращается в широкий пруд, по краям и кое-где посередине заросший густым тростником, поорловскому – майером. (И.С. Тургенев. Льгов) 2) После пожара этот заброшенный человек
приютился, или, как говорят орловцы, «притулился» у садовника Митрофана. (И.С. Тургенев. Малиновая вода) 3) Возле колодца, где весь день гремят ведрами босоногие болтливые девочки в ситцевых выгоревших платьях, надо свернуть в проулок, или, по-местному, в прожог. (К.Г. Паустовский. В кузове грузовой машины)
II. 1) Но в это время в свет костра вступила уже тонкая красивая фигура молодого солдата, несшего беремя дров. (Л.Н. Толстой. Война и мир) 2) Телега поскрипывала, качалась и укачивала Клашу, спавшую под кожей, возле прикрытой веретьем клетки с цыплятами. (И.А. Бунин. Клаша) 3) Возле костра собрали вечерять на раскинутом ряднище. (М.А. Шолохов. Тихий Дон) 4) Ненадолго зажегся лес ярким огнем, вспыхнуло от него по краям и зашаяло небо, заиграла река в пересветах… (В.П. Астафьев. Последний поклон)

4. Прочитайте диалог из романа И.А. Гончарова «Обрыв» – разговор Райского с бабушкой. Объясните значение и происхождение выделенного слова.
– А что, бабушка, – вдруг обратился он к ней, – если бы я стал вас уговаривать выйти замуж?
– Марфенька! Перекрести его: ты там поближе сидишь, – заметила бабушка сердито.
Марфенька засмеялась.
– Право… – шутил Райский.
– Ты буфонишь, а я дело тебе говорила, добра хотела.

5. Найдите в данном отрывке текста имя прилагательное, значение которого отличается от современного, укажите это различие. В выделенных жирным шрифтом предложениях найдите грамматическую основу и назовите тип предложения (двусоставное, односоставное и его вид).
И потихоньку, не услыхала бы Дарья Сергеевна, стала Дунюшка на молитву. Умною молитвой молилась, не уставной. Озаренная дрожавшим светом догоравшей лампады, держа в руках заветное колечко, долго лежала она ниц
перед святыней. С горячими, из глубины непорочной души идущими, слезами долго молилась она, сотворил бы Господь над нею волю свою, указал бы ей, след ли ей полюбить всем сердцем и всею душою раба божия Петра и найдет ли она счастье в том человеке. (П.И. Мельников-
Печерский. На горах)

6. «Весь деревня, а не село: ино бо есть село, а ино весь», – говорится в Азбуковнике XVII века. О чем идет речь? В каком фразеологизме встречается слово весь, которое представлено в этом тексте?

7. Какую грамматическую особенность имеют выделенные в данных предложениях слова? Приведите примеры вариантности грамматических форм множественного числа у существительных мужского рода в современном языке.
1) И велик, живописен показался Клаше этот сад, темный, сырой внутри, в глубине, где на столетних липах вили гнезда ястреба, а под мшистыми елями зеленели и гнили скамьи, на которых уже давно не сидел никто. (И.А. Бунин. Клаша)
2) – Места – первый сорт. Самая мучная торговля. Тут по Рыньве пойдет теперь вверх к Юрятину, село к селу, пристаня, ссыпные пунк ты. (Б.Л. Пастернак. Доктор Живаго)

8. Укажите средства связи предложений в данном тексте.
         Русская песня как вода в запруде. Кажется, она остановилась и не движется. А на глубине она безостановочно вытекает из вешняков, и спокойствие ее поверхности обманчиво.
         Всеми способами, повторениями, параллелизмами, она задерживает ход постепенно развивающегося содержания. У какого-то предела оно вдруг сразу открывается и разом поражает нас. Сдерживающая себя, властвующая над собою тоскующая сила выражает себя так. Это безумная попытка остановить время. (Б.Л. Пастернак. Доктор Живаго)

9. Какую функцию выполняет авторский курсив в следующих отрывках из романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история»?
1) – Это какая-то деревянная жизнь! – сказал в сильном волнении Александр, – прозябание, а не жизнь! Прозябать без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви…
– И без волос! – прибавил дядя.
2) Он свои суждения считал непогрешительными, мнения и чувства непреложными и решился вперед руководствоваться только ими, говоря, что он уже не мальчик и что зачем же мнения чужие только святы? и проч.
3) – Пока не знал, а теперь… о люди, люди! жалкий род, достойный слез и смеха! Сознаюсь, кругом виноват, что не слушал вас, когда вы советовали остерегаться всякого…

4) Глядя на эту картину, Александр начинал постигать поэзию серенького неба, сломанного забора, калитки, грязного пруда и трепака.
11 класс
1. Ответ. Фита – название буквы Θ. Ферт – название буквы Ф; звуковое значение этих двух букв одинаково: они обозначали согласный [ф], при этом именно «фита» осознавалась лишней, ненужной буквой: из гражданского алфавита она была устранена еще Петром Первым, но вернулась в алфавит под влиянием церковно-славянской традиции. Кутейкин в эполетах – офицер в роли дьячка; этот сатирический образ отсылает читателя к комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (дьячок Кутейкин учит Митрофанушку церковнославянскому языку).
         Выражение стать (становиться) фертом имеет значение «принимать горделивую позу, важничать»: буква Ф очертаниями напоминает человека, который стоит «руки в боки».
         Ижица – название буквы V, которая так же, как фита, сохранялась лишь в церковной традиции для обозначения звуков [и] и [в] в ограниченном числе слов. Для понимания эпиграммы наиболее важен тот факт, что ижица занимала место последней буквы алфавита. Ижица в поэтах – наиболее бездарный из поэтов.
         Таким образом, автор эпиграммы высмеивает не только увлечение своего современника церковными песнопениями, но и бездарность его творений: не вставай в горделивую позу и не причисляй себя к поэтам!

2. Ответ. В предложении 1 фонетическое изменение имени отражает тенденцию к утрате начального слога (обычно состоящего из одного гласного), который в составе многосложных слов находится далеко от слога с ударным гласным: Натолий вместо А-на-то-лий (аналогично просторечное, ненормативное имя Лександр вместо Александр). Таким же путем возникли широко распространенные народные варианты Лизавета, Катерина вместо длинных (пятисложных) официальных имен Е-ли-за-ве-та, Е-ка-те-ри-на, ср.: – После споем с тобой, Лизавета. (Б.Л. Васильев. А зори здесь тихие).
         В предложениях 2 и 3 произношение Ильвовна вместо Львовна, Иглеб вместо Глеб объясняется стремлением говорящего избежать стечения согласных в начале слова, сделать произношение более легким за счет добавочного начального гласного. Эта фонетическая черта свойственна многим диалектам и просторечию (ср. распространенное нелитературное произношение аржаной хлеб, ильняное масло и под.).
         В художественном тексте написания типа Натолий, Иглеб передают особенности речи персонажей – носителей народно-разговорного языка, являются деталью их речевой характеристики.

3. Ответ. Слова майер, притулиться, прожог, беремя, веретье, вечерять, ряднище, зашаяло относятся к лексическим диалектизмам – это местные, территориально ограниченные названия предметов и явлений.
         В приведенных примерах первой группы есть общая черта: диалектизм представлен в авторской речи наряду с общеизвестным словом как его эквивалент (майер – тростник, притулился – приютился, прожог - переулок), причем диалектный характер слова подчеркивается пояснением: по-орловскому, как говорят орловцы, по-местному; в предложении 2 диалектизм дополнительно выделяется кавычками.
         В примерах второй группы диалектные слова употребляются в авторской речи как полноправные, без каких-либо специальных указаний на
их диалектный характер и без объяснения значений; смысл слов в этом случае раскрывает контекст: беремя – охапка; веретье – дерюга, грубая ткань (уточнение, что веретье изготовлялось из оческов льна и конопли, находим в диалектных словарях); вечерять – ужинать; ряднище – толстое полотно, подстилка; зашаяло – засияло, засветилось.
         Диалектные слова – средство выразительности художественного текста, они употреблены в художественном тексте с целью передачи местного колорита; привлекая читателя своей необычностью, они погружают его в атмосферу народной жизни.

4. Ответ. Буфонить – шутить, паясничать, дурачиться, веселить собеседников. Этому устаревшему слову родственно существительное буффонада – сценическое представление, построенное на комических, шутовских положениях. Глагол буфонить был образован в русском языке суффиксальным путем от устаревшего заимствованного существительного буфон, которое возникло из более правильного буффон (фр. bouff on < ит.), – этим словом назывался шут, клоун, традиционный персонаж старинной итальянской комедии. По Словарю В.И. Даля, буфонъ – «шутникъ, шутъ, забавный ломака»; буфонить – «шутить, какъ шуты шутятъ, словами и прiемами, корчить, ломаться».
         По образованию глагол буфонить стоит в одном ряду со своими синонимами: паясничать паяц (устар. паяс); паяц – комический персонаж итальянского народного театра; скоморошничать скоморох; скоморох – в
древней Руси: бродячий комедиант; переносно – несерьезный человек, потешающий других шутовскими выходками. Точно так же и глагол шутить, который сейчас осознается как непроизводный, был исторически образован от существительного шут. Общее значение этих глаголов – «вести себя подобно тому, кто назван производящим словом».

5. Ответ. Умная молитва в данном тексте противопоставляется молитве уставной. Речь идет о том, что Дунюшка не повторяла заученные тексты известных молитв, а обращалась к Богу своими словами – теми, что приходили на ум, что подсказывала душа. Умная молитва – импровизированная, стихийная, а уставная – каноническая, соответствующая церковному уставу.
         В первом из выделенных предложений грамматическая основа представлена одним словом – сказуемым молилась, а подлежащее Дунюшка восстанавливается на основе предыдущего контекста; это двусоставное неполное предложение.
         Выделенная часть сложного предложения является односоставной, ее грамматическая основа след ли полюбить оформляет безличную конструкцию: слово след в данном случае употреблено как устаревшее слово категории состояния с модальным значением; в современном языке в
безличном значении употребляется однокоренной глагол: следует ли полюбить.

6. Ответ. Словарь объясняет различие слов весь и село. Имя существительное весь (оно омонимично местоимению весь – это случайное совпадение), имело значение «деревня, небольшое поселение, без церкви». «Одно дело село, а совсем иное – деревня», – так утверждает древний словарь-азбуковник. Существительное весь – «деревня» сохранилось в устойчивом выражении (по) городам и весям. Ср.: – Вот уже месяц, как мы бежим с вами, Серафима Владимировна, по весям и городам, и чем дальше, тем непонятнее становится кругом… (М.А. Булгаков. Бег)

7. Ответ. В текстах представлены не соответствующие современной литературной норме грамматические формы им. падежа мн. ч.: ястреба – от ястреб и пристаня – от пристань. Нормативные современные формы мн. ч. – ястребы и пристани. Окончание , всегда ударное, обнаруживает высокую активность в разговорном языке XX–XXI вв., конкурируя с окончанием -ы/-и, например: договоры – разг. договора, джемперы – джемпера, слесари слесаря. Окончанию удалось в истории языка вытеснить многие исконные формы мн.ч. от существительных муж. р.: домы, островы, стоги и др. являются теперь устаревшими; в некоторых случаях сосуществование двух форм мн.ч. поддерживается различием в значении (ср. пропуски занятий – проверять пропуска, художественные образы – старинные образа). Формы на от существительных жен. р., 3-его типа склонения (пристаня, очередя, матеря, степя, площадя и под.) характерны для диалектов и просторечия, они воспринимаются как грубое нарушение ли-
тературной нормы.
         В приведенных предложениях разговорная форма ястреба представлена в авторской речи, она часто употребляется И.А. Буниным и в других произведениях, ср.: Блаженно дремлют, сидят на снежных навозных кучах, раскиданных по полю, ястреба. («Последняя весна»). Форма пристаня – в прямой речи персонажа – употреблена Б.Л. Пастернаком с целью передать колорит народно-разговорной речи.

8. Ответ. Средства межфразовой связи: 1) местоимение 3 лица (она, ее, оно); 2) союз а; 3) лексический повтор (остановилась – остановить); 4) однокоренные слова (остановилась – безостановочно; задерживает – сдерживающая); 5) синонимичные слова и выражения (остановилась и не движется – задерживает ход); 6) антонимы (постепенно – сразу, разом); 7) слова с указательным значением, отсылающие к предшествующим предложениям: местоименное наречие так; указательное местоимение это.
9. Ответ. Курсивом автор выделяет вводимые в текст цитаты: в отрывках 1, 3, 4 – из произведений А.С. Пушкина, в отрывке 2 – из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Использование цитат (точных или измененных) без знаков цитирования и указания источника называется аппликацией. В
произведении И.А. Гончарова этот прием использован для характеристики героя – романтически настроенного молодого человека, знающего литературу лучше, чем реальную жизнь.

         Кроме того, цитирование является одним из видов реминисценции (от латинского reminiscentia – «воспоминание»): автор заставляет читателя вспомнить другой, широко известный, легко узнаваемый текст, называемый опорным, или прецедентным текстом. К опорным текстам относят произведения, известные широкому кругу носителей языка в течение длительного времени: Библия, классическая мировая литература, фольклор.
Комплексная работа по русскому языку и литературе
10 класс
1.     Укажите слова, в которых нет звука [с].
Счастье, узкий, сшить, сжать, расселить, масштаб, отважиться, городской, сгореть, класс, сервиз, касса, жестче.
2.     Определите, в каких словах есть приставка.
Забег, запад, забыть, заказ, забой, завал, занятие, залив, заведовать, забрать, заканчивать, забава.
3.     Определите виды подчинительной связи в словосочетаниях. Обозначьте главное слово.
Четыре конфеты, в пятнадцатом веке, в обеих книгах, без ста страниц, к миллиону рублей, шестеро друзей, один вагон, на пяти пальцах, в полутора километрах, у троих друзей.
4.     Запишите, раскрывая скобки. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова.
1)    Он тяжело поднялся (на) встречу, и вместе с ним из-за стола поднялось несколько седобородых неуклюжих шведов.  (К. Паустовский)
2)    Выпрямляются (на) встречу солнцу стебли трав и лепестки цветов, отягченные серебром росы.  (М. Горький)
3)    Мои надежды (на) встречу с чем-то загадочным не оправдались. 
(А. Грин)
5. Отредактируйте предложения. Какая ошибка в них допущена?
1) В газете дали сообщение о свободных вакансиях.
2) На выполнение этого задания потребовалось более двух часов времени.
3) Впервые они познакомились на балу.
4) На октябрь месяц намечено проведение конференции.
5) Первая премьера спектакля состоялась в 1967 году.
6. Какие варианты расстановки знаков препинания возможны в данных предложениях?
1) Таня чувствовала сестра просто так не уедет.
2) Этот человек не раз говорил брату Семен никогда не был в Англии.
7. Определите, кому из героев принадлежит следующая самохарактеристика. Из какого произведения этот герой? Назовите автора произведения.
«Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».
8. Чичиков, нанося визиты окрестным помещикам, ведет себя по-разному, по ситуации, учитывая их характер и настроение. На основании особенностей его поведения определите, с кем из помещиков он
1) грубоват и примитивен; 2) бережлив и скуп; 3) слащаво любезен и слезливо благодушен; 4) деловит, категоричен, прижимист; 5) нагл и боек.

Ответы
10 класс
1.     Счастье,  сшить, сжать, расселить, масштаб, отважиться, городской, сгореть, касса, жестче.
2.     Забег, забой, завал, залив, забрать, заканчивать.
3.     Четыре конфеты (управление), в пятнадцатом веке (согласование), в обеих книгах (согласование), без ста страниц (согласование), к миллиону рублей (управление), шестеро друзей (управление), один вагон (согласование), на пяти пальцах (согласование), в полутора километрах (согласование), у троих друзей (согласование).
4.     1) Навстречу – наречие;
2) навстречу – предлог;
3) на встречу – существительное с предлогом.
5.  1) В газете дали сообщение о  вакансиях.
2) На выполнение этого задания потребовалось более двух часов.
3) Они познакомились на балу.
4) На октябрь  намечено проведение конференции.
5) Премьера спектакля состоялась в 1967 году.
В предложениях допущен общий стилистический недочет – многословие, или речевая избыточность.
6. 1)Таня чувствовала: сестра просто так не уедет.
Таня, чувствовала сестра, просто так не уедет.
2) Этот человек не раз говорил брату: « Семен никогда не был в Англии».
Этот человек (не раз говорил брату Семен) никогда не был в Англии.

7. Герой – Печорин. Произведение – роман «Герой нашего времени». Автор – М.Ю. Лермонтов.
8. 1) С Коробочкой, 2) с Плюшкиным, 3) с Маниловым, 4) с Собакевичем, 5) с Ноздрёвым.


Олимпиада по русскому языку и литературе 9 класс

1. Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог.
Черпать, асимметрия,  краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин,   отвар.
За каждый правильный ответ – 1 балл
1.    2. В латинском языке есть слово valeo - «становлюсь сильным, здоровым». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?
За каждый правильный ответ – 1 балл
1.    3. Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа: дно, туфля, грузин, простыня, блюдце, эполеты, боярин, колено, полено. Укажите варианты (если есть). Поставьте ударения.
Оценка – 9 баллов
1.    4. Допишите недостающие слова в пословицах об учении, языке.
Во многословии не без …
Учился читать да писать, а выучился петь да…
Оценка – 2 балла
1.    5. Выпишите из данного списка только числительные.
Восьмидесятый, всемером, в-третьих, два, двое, двойка, двойной, оба, пара, пятак, пятый, пятеро, полтинник, трешка, троица.
За каждый правильный ответ – 1 балл
1.    6. Укажите русский эквивалент к иноязычным словам: дебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать.
Оценка – 8 баллов
1.    7. К какой части речи относится слово «грустно» в приведенных примерах?
1) Мать грустно смотрела на детей. 2) Ожидание было грустно. 3) Мне грустно.
Оценка – 3 балла
1.    8. Выпишите номера односоставных предложений. Определите тип каждого односоставного предложения.
1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин). 2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин). 3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский). 4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский). 5) Что с тобой случилось? 6) Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов). 7) Не хотел бы оказаться на твоем месте.
За каждый правильный ответ – 1 балл
1.    9. Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается?
Так спросил у озорного
Кота Васи я:
– Что же значит это слово:
Ка-та-ва-си-я?
Кот весьма любезен был –
Объяснил наглядно:
Всю посуду перебил
И спросил:
– Понятно?
Оценка – 2 балла
10. Назовите автора (авторов) учебника русского языка, по которому вы учитесь.
Оценка – 1 балл
11. Вы знаете, что самые обычные слова, употребленные в переносном значении, у мастера художественного слова приобретают большую выразительную силу. В отрывке из рассказа
М.М. Пришвина найдите слова с переносным значением, определите их роль в тексте. Какие еще языковые средства использует автор? С какой целью?
«Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера это был еще богатый ручей; видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирает, падая на землю золотистыми каплями».
Оценка – 20 баллов
Ответы.
1.Асимметрия,  пломбировать, мещанин, отвар.
За каждый правильный ответ – 1 балл
2. С данным латинским словом связаны русские слова валидол, инвалид, Валерий, валериана, валидный и др.
За каждый правильный ответ – 1 балл
3. Доньев, туфель, грузин, простынь, простыней, блюдец, эполет, бояр, коленьев, во фразеологизмах – до колен, между колен, от колен, встать с колен, поленьев.
Оценка – 9 баллов, но за каждый вариант (слово «колено») баллы добавляются
4. Во многословии не без многословия.       Учился читать да писать, а выучился петь да плясать. Оценка –  2 балла
5. Восьмидесятый,  два, двое,  оба, пятый, пятеро.
За каждый правильный ответ – 1 балл
6. Дебаты - споры, интуиция – чутье,  изолировать - отделить, метаморфоза - превращение, приз – подарок, тотальный - всеобщий, социальный -общественный, превалировать – преобладать.
Оценка – 8 баллов.
7. 1) наречие, 2) краткое прилагательное, 3) категория состояния.  Оценка – 3 балла
8. 1) Обобщенно-личное, 2) определенно-личное, 4) безличное.
Оценка – 4 балла
9. Речь идет о каламбуре, который основан на использовании омофонов.
Оценка – 2 балла.


Комментариев нет:

Отправить комментарий