5 класс
1. Записать, какие
получатся слова, если прочесть каждое от конца к началу, учитывая звуки,
а не буквы:
лог, куль, парк
2. Записать слова,
обозначить, подчёркнутые части слова.
3.
ний, перелесок, с товарищами, прибежал.
4.
Написать предложения, вставляя одинаковые по звучанию
предлоги, приставки.
5.
Планер .. нялся высоко … облака.
Повар ..мешал подливу … мукой.
·
4. Списать, вставляя
пропущенные буквы. Дописать подходящие по смыслу глаголы, указать их времена.
К…рова мычит, а с…бака … .
Муха п…л…тит, а зм..я … .
Вет..р дует,а сне… … .
М…ляр красил, а кузнец … .
5. Прочитать сказку.
Заяц и черепаха
Поспорили однажды заяц и черепаха, кто
быстрее лесную поляну обежит.
Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит
под кустом, посмеивается: « Спеши, спеши, черепаха, всё равно я тебя догоню».
Но пока так потешался, черепаха – хоть и
тихо шла – оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.
Бегать-то он умел, но не знал того, что
лёжа на месте, и от черепахи можно отстать.
1. Подчеркнуть в тексте
слова, которые передают основную мысль текста.
2. Выбрать и подчеркнуть
пословицу, которая по своему содержанию соответствует сказке.
·
Один в поле не воин.
·
Всякая дорога вдвоём веселей.
·
Играть играй, да дело знай.
3. Придумать и записать
три вопроса к тексту.
6 класс
1.Подчеркните слова, в которых находятся
рядом два гласных звука:
Растеряша, единица, сюрприз, трагедия,
подъёмник, поглядеть, юбилей, отчётный, ёжиться, темнеет.
2.Расставьте ударение в словах:
Квартал, ракушка, кладовая, баловаться,
секторов, начала, учится, приняли, понял, ремень.
3.В данные слова вставьте пропущенные
буквы:
Щ…пальце, ранч…, мета…, холщ…вый,
б…гровый, ж…кей, до…атый, подж…г(здания), в…негрет, доч…рка, ю…аты, лягуш…нок,
г…рлянда.
4.Объясните значение фразеологических
оборотов:
Водой не разольёшь- __________________________________________________________________;
Как в воду опущенный-
_______________________________________________________________;
Как в воду глядел-
___________________________________________________________________;
Прошли огонь и воду-
________________________________________________________________;
Набрал в рот воды-
___________________________________________________________________;
Воды не замутит-
____________________________________________________________________;
Толочь воду в
ступе-__________________________________________________________________.
5.Пользуясь таблицей, произведите
морфемный разбор данных слов.
Слово
|
Приставка
|
Корень
|
Суффикс
|
Окончание
|
1)заземление
|
||||
2)ножонка
|
||||
3)авиационный
|
||||
4)дешевизна
|
||||
5)делаешь
|
||||
6)наводнение
|
6.Укажите номера примеров, которые
представляют собой словосочетания:
1) гром и стук;
6) за водой;
2) распахнулась дверь;
7) куда-то ушёл;
3) влететь в
избу;
8)
не двигаться;
4) хлынуть
ливнем;
9) умные глаза;
5) не сказать ни
слова;
10) около сундука.
__________________________________
7. Укажите номера примеров, в
которых разбор по членам предложения выполнен правильно:
1. От инея пожелтели берёзки.
2. Береговая поросль быстро теряла листву.
3. Небо покрывалось тяжёлыми облаками.
4. Холодный ветер оборвал засохший листок.
5. Река весело катилась в
горах.
________________________________________
8. Прочитайте текст.
Пришёл однажды Витя
в лес. Вдруг в кустах возле ручья он услышал приглушённый писк. Витя сделал
несколько шагов к воде, внимательно посмотрел по сторонам и увидел большую
голову и тонкие ножки лосёнка. Лежит бедняжка, весь съёжился от холода.
Обхватил его мальчик и вынес на дорогу. Пошёл домой, а лосёнок за ним идёт, не
отстаёт.
Взял Витя
лосёнка с собой и приютил его дома. Уложил его в тёплый уголок, прикрыл старой
шубкой, потом нашёл соску и угостил лосёнка вкусным молоком. Так и прижился
лосёнок у Вити.
Проанализируйте текст.
Тип речи:______________________________________________________________;
Стиль
речи:____________________________________________________________;
Вид связи предложений в тексте:
_____________________________________________.
9.Какие средства художественной
выразительности использует поэт?
1.Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой,
багряный,
Весёлой, пёстрою
стеной
Стоит над светлою
поляной.
И.Бунин
_________________________________________________________________________________
2. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в
жару.
И.Токмакова
_________________________________________________________________________________
10. Назовите произведение и автора по
данным стихотворным строкам.
Стихотворные строки
|
Произведение
|
Автор
|
1.О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорождённою их тенью!
И слышно нам по их движенью…
|
||
2.Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи.
|
7 класс
1.Подчеркните буквы е,ё,ю,я, которые
обозначают два звука:
Южный, объединение, профессия,
обоняние, яркая, ёлка, объезд, единый, ручеёк, пришёл.
2. Расставьте ударение в словах:
Красивейший, нефтепровод, языковая
(форма), удобнее, фарфоровый, изжелта-красный, иссиня-чёрный, центнер,
подростковый, минусовый, феномен, квартал, августовский, из атласа(ткань).
3. В данные слова вставьте пропущенные
буквы:
Прож…ктор, …олнечная, с…стема,
те…итория, девч…нка, параш…т, десятиба…ьная, ра…зжигал, подр…стать, изл…гать,
ч…порный, к…литка, прив…легия, пр…тихий.
4. Объясните значение фразеологических
оборотов:
Выйти сухим из воды-
_________________________________________________________;
Сесть в калошу-
______________________________________________________________;
Играть первую скрипку-
_______________________________________________________;
На всех парусах-
______________________________________________________________;
По пальцам пересчитать можно-
_________________________________________________;
Сгущать краски-
______________________________________________________________.
5. Пользуясь таблицей, произведите
морфемный разбор данных слов.
Слово
|
Приставка
|
Корень
|
Суффикс
|
Окончание
|
Постфикс
|
1)наклонить
|
|||||
2)быстрота
|
|||||
3)прополка
|
|||||
4)прислушаться
|
|||||
5)лекционный
|
|||||
6)побежать
|
6. Поставьте данные имена
существительные в форму множественного числа:
Щенок-
___________________________________;
Директор
-__________________________________;
Бухгалтер- __________________________________;
Сектор -
____________________________________;
Договор -
___________________________________;
Прожектор-
_________________________________;
Кондуктор-
_________________________________.
7. Перестройте данные словосочетания сущ.+сущ. в прил.+сущ. Укажите разряд
полученных имён прилагательных:
О дне осени-
___________________________________________________________;
Повадкой волка-
________________________________________________________;
В гнезде птицы - ________________________________________________________;
К шкурке телёнка-
______________________________________________________;
В свете вечера
-_________________________________________________________;
Шубой из
кролика - _________________________________________________________.
8. Прочитайте текст.
Если вы
прислушаетесь к весеннему лесу, вы услышите звуки необычные и разнообразные.
Вот с изящной ветки берёзы спадает прозрачная капля. Раздаётся тонкий
хрустальный звон. Вот вы слышите сдержанный шёпот молодых листьев, вот дятел
пускает весёлую барабанную дробь. От пенька к пеньку перебегает хлопотливая
мышь. Гудит, ударяется о берёзу, сбивается с пути и грозно падает тяжёлый
чёрный жук. Весело жучит ручеёк. Тянет свою нудную песню комар.
Только в глухую
полночь всё примолкает, звуки замирают. А на рассвете снова услышишь, как
начинается прекрасная музыка жизни. При восходе солнца её звуки нарастают. Вся
природа радостно приветствует солнышко.
Проанализируйте текст.
Тип
речи:______________________________________________________________________;
Стиль речи:
____________________________________________________________________;
Вид связи предложений в тексте:
__________________________________________________.
9. Определите, каким стихотворным
размером написано стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер».
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
______________________________________________________________
10. Определите,
героями каких художественных произведений являются данные персонажи.
Вакула, Митраша, Оксана
|
|
Очумелов , Хрюкин, Елдырин
|
|
Птаха, Вадик, Лидия Михайловна,Тишкин
|
|
Пётр Рублёв, Юрий Азагаров, Антон Рубинштейн
|
|
Федя, Павлуша, Ильюша, Костя, Ваня
|
8 класс
1.Прочитайте рекламный текст. Поставьте ударения в выделенных словах.
Хотите знать о
настроении звонящего Вам ещё до того , как услышите его
голос? Мы рады представить телефон, который уловит любые
эмоции Вашего собеседника, несказанно облегчит Ваше общение,
поможет начать разговор и правильно понять другого.
Долой боязнь принять вызов, даже самой судьбы! Долой дедовские
средствасвязи! Спешите! Первым десятерым покупателям мы с
удовольствием вручим подарки.
2.Составьте и запишите словосочетания,
выбрав подходящие по смыслу паронимы(слова, близкие по звучанию, но разные по
значению).
1) (злая/злостная) сила
_________________________________________________________;
2) (орудие/оружие) труда
_______________________________________________________;
3) (обидный/обидчивый) сын
____________________________________________________;
4) (поступок/проступок) правильный
______________________________________________;
5) (рыбий/рыбный) корм
_________________________________________________________;
6) (удачный/удачливый) ответ
_____________________________________________________.
3.Замените каждый фразеологизм одним
словом, синонимичным по значению.
1) чёртова дюжина-
_____________________________________________________________;
2) затронуть за живое
-___________________________________________________________;
3) с глазу на глаз-
________________________________________________________________;
4) говорить под руку-
____________________________________________________________;
5) с первого слова-
______________________________________________________________;
6) мамаево побоище-
____________________________________________________________.
4.Распределите данные ниже слова на три
группы:
С материально выраженным
окончанием
|
С нулевым окончанием
|
Без окончания
|
Издав, гений, семей, олений,
удобнее, иногороднее, узка, какой-то, станция, танго.
5.Запишите номера
слов, в которых неверно обозначена основа. Дайте правильный вариант.
Прокомментируйте.
1)обнаружен, 2)везти,
3)большущий, 4)подгорел, 5)опасавшийся, 6)пишете,
7)подгорелый, 8)выбросьте, 9)опасался, 10)бегущий.
6.Прочитайте фрагмент лингвистической статьи, заполняя пропуски.
Причастие –
это_________________________________________, которая обозначает ____________
________________________________.
Начальной формой причастия является форма ____________
__________________________. Причастие
имеет следующие глагольные признаки: 1)___________,
например, ________________________; 2)_________________, например, _____________________;
3)_________________________________,
например, _______________________________________;
4)__________________________________,
например, ____________________________. От непереходных глаголов не образуются
_____________________________ причастия.
7.Найдите предложения, в которых
нарушена грамматическая норма русского литературного языка. Запишите правильный
вариант этих предложений.
1)Увидев на сцене Буратино, малыш
радостно захлопал в ладоши.
2)Не доезжая до берега, лёд провалился.
3)Пролетая над городом, самолёт сбросил
рекламные листовки.
4)Проходя мимо остановки, у меня
возникло желание подъехать на автобусе.
5)Возвращаясь домой поздней ночью, я
всегда заставал в её окне свет.
Литература
8.Соотнесите литературные термины с их
определениями.
А. Ремарка
|
1. Звуковые совпадения в конце строк.
|
Б. Баллада
|
2. Один из жанров лиро-эпической поэзии: сюжетное
стихотворение, в основе которого лежит какой-то необычный случай, связанный с
историческим событием или преданием; обычно героического, легендарного или
фантастического характера.
|
В. Ритм
|
3. Один из жанров лиро-эпического произведения, для
которого характерны сюжетность, выражение автором ил героем своих чувств.
|
Г. Поэма
|
4. Авторское пояснение в драматическом произведении, с
помощью которого уточняется место действия, внешние и духовные отличия
персонажей, их состояние.
|
Д. Рифма
|
5. Повторение однородных звуковых особенностей, чередование
ударных и безударных слогов.
|
Область ответа: А ___ Б____
В____Г____Д____
9.Восстановите таблицу по имеющимся в
ней сведениям.
Название произведения
|
Автор
|
Эпиграф к главе или начало
произведения
(главы)
|
Название главы
(если есть)
|
«Капитанская дочка»
|
-Ин изволь и стань же в позитуру.
Посмотришь, проколю как я твою
фигуру!
Княжнин
|
||
«Отрочество»
|
Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами
невыносимо жгло мне шею и щёки; невозможно было дотронуться до раскалённых
краёв брички; густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Не было
ни малейшего ветерка, который относил бы её.
|
||
Море- огромное, лениво вздыхающее у берега, -уснуло
и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно
слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную
ткань перистых облаков…
|
|||
А.С.Пушкин
|
Вы, молодые ребята, послушайте,
Что мы, старие старики, будем сказывати.
Песня
|
10.Укажите жанр и название
произведения, а также автора следующих стихотворных строк.
1)Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветёт, растёт
высокий дуб
В могучей
красоте. Ответ: _____________________________________________
2)И было всё на небесах
Светло и тихо. Сквозь
пары
Вдали чернели две
горы.
Наш монастырь из-за
одной
Сверкал зубчатою
стеной. Ответ:_________________________________________
3)Невежа так же в ослепленье
Бранит науки и
ученье,
И все учёные плоды.
Не чувствуя, что он
вкушает их плоды. Ответ:_____________________________________
9 класс
1.Поставьте ударение в выделенных словах текста.
Ваше намерение
ходатайствовать об обеспечении паблисити наших товаров и услуг
является донельзя актуальным. Многие компании реализуют наши
товары втридорога. В свете последних договоров с
фирмами наш уставный капитал должен давать стабильный прирост.
Мы намерены премировать лучших инженеров, аудиторов и
представителей менеджмента, участвующих в упрочении нашего
производства.
2.Как называются слова, данные в
скобках? Образуйте словосочетания, выбирая из скобок подходящее по смыслу
слово:
1)
племя(военное/воинственное)______________________________________________________;
2)
чернила(водяные/водянистые)______________________________________________________;
3)
вред(неисправимый/непоправимый)_________________________________________________;
4)
замечание(дельное/деловое)_________________________________________________________;
5)
мировоззрение(идеальное/идеалистическое/)___________________________________________;
6) единство(органичное/органическое)___________________________________________________;
7)
отчёт(представить/предоставить)_____________________________________________________;
8)
поступок(логичный/логический)______________________________________________________.
3.Вспомните имена собственные
библейского(мифологического) происхождения и восстановите следующие
фразеологизмы:
1) Возродиться, как _________________,
из пепла.
2) ________________________ узел.
3)________________________ меч
4)Двуликий ___________________________
5)_________________________ поцелуй
(сущ.)
6)Ящик __________________.
7)_____________________________ конюшни.
8)________________________ нить.
4.Выпишите данные слова в таблицу в
соответствии с их морфемным составом:
Управление, лисий, загорелся, нервничать,
обновление, окружён, выравнивая, соприкоснувшись, отказ, сшитый.
Приставка(и)
|
Корень
|
Суффикс(ы)
|
Окончание
|
Постфикс
|
|
словообразовательные
|
формообразовательные
|
||||
5.Определите способ образования
следующих слов, указав слова, от которых они образованы:
1)предъюбилейный ‹---
_____________________________________________(______________________________________);
2)постройка ‹--- _______________________________________(____________________________);
3)полив ‹---
_________________________________(____________________________);
4)изголовье ‹---
___________________________________(______________________________);
5)дорогостоящий
‹---___________________________________(________________________).
6.В скобках запишите частеречную
принадлежность выделенных в предложениях слов.
1)Смех начинал разбирать всё (________________)
больше и больше. 2)К утру погода разгулялась, и опять всё стало просто (___________________).
3)Звери ближе – охотнику всё тревожнее (______________).
4)Человек долго стоял, видимо, делал усилия понять явление света внутри (___________)
тёмного леса. 5)Ночь стала ещё темнее(_________________). 6)Старик , имея
много дел, в иные (___________) книги не глядел.
7.Выполните следующие задания:
А)продолжите определение «Слова-предложения-
это _________________________________
___________________________________________________________________________________».
Б)среди выделенных курсивом предложений
найдите слова-предложения и запишите их номера в область ответов.
1)»Вам придётся идти пешком?»-«Да,
конечно». 2)»Будешь вовремя?»- «Буду». 3)»Твой отец- врач?»- «Врач».
4)»Опять уголь разгружали?»- «Ага». 5) «Я зайду к вам завтра».- «Хорошо»,-
сказала Таня. 6)»Ах, витязь, то была Наина».- «Я к ней». 7) «Значит ты
никогда не жалуешься?»- «Нет». 8) «Всё получилось?» - «Конечно».
9) «Ты едешь сегодня?»- «Завтра».
Ответ:
|
В)поясните, почему выделенное в данной
ниже синтаксической конструкции предложение не может быть словом-предложением:
«Ты кто по национальности?»- «Белорус».
______________________________________Литература
8.Соотнесите литературные термины с их
определениями.
А.Юмор
|
1.Драматическое произведение, изображающее такие
жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
|
Б.Сарказм
|
2.Предельное преувеличение, основанное на причудливом
сочетании фантастического и реального, ужасного и смешного; сгущение
сатирического изображения явлений, предметов, людей.
|
В.Сатира
|
3.Наиболее беспощадное осмеяние несовершенства мира,
человеческих пороков.
|
Г. Гротеск
|
4. Едкая, язвительная насмешка.
|
Д. Комедия
|
5. Весёлая, добродушная насмешка над кем-либо или
чем-либо.
|
Область ответа: А___Б___В___Г___Д___
9.Впишите в таблицу недостающие
сведения.
Название произведения
|
Автор
|
Жанр
|
Главный герой/герои
|
рассказ
|
Иона
|
||
«Ромео и Джульетта»
|
|||
Н.А.Некрасов
|
Княгиня Трубецкая
|
||
Алеко
|
10.Восстановите известный вам текст
литературного произведения. Как называется произведение? Кто его автор? К какому
жанру относится?
Во дни…………………………., во дни………………………………..
раздумий о моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о
великий,……………………………….,………………………………………… и …………………………………….. русский язык! Не будь
тебя- как не впасть в …………………………… при виде всего, что свершается………………………………..?
Но нельзя верить, чтобы такой ………
………………………………… не был дан ………………………………….
народу!
9
класс
1.
В сборнике пословиц и поговорок XVII в. есть такие:
1) Не родитца от
свиней бобрионокъ, всегда поросионокъ.
2) В поле копионки, а
в доме опионки. (Словарь русского языка XI–XVII вв.)
Произношение
подчеркнутых слов в XVII веке не отличалось от современного. Чем объясняется их
странное для нас написание?
2.
В предложениях из произведений И.А. Гончарова найдите устаревшие
слова (архаизмы) и объясните, почему они называются лексико-фонетическими архаизмами.
Приведите свои примеры фонетических архаизмов, которые встречались вам при
чтении классической литературы.
1) В его памяти
воскресла только благоухающая комната его матери, варьяции Герца, голубые
глаза, каштановые волосы – и все это покрывал какой-то нежный голос Ольги: он в
уме слышал ее пение. 2) Канарейки весело трещали; ерань и порой приносимые
детьми из графского сада гиацинты изливали в маленькой комнатке сильный запах.
3) У ней [Марфеньки] есть шкафик, где всегда спрятан изюм, чернослив, конфекты.
3.
В Словаре В.И. Даля читаем: «Смиренъ топоръ, да веретено
бодливо, о мужикѣ и бабѣ».
Какой вид
переносного значения слов топор и веретено здесь представлен?
4.
Укажите значение выделенных слов. Связаны ли они между собой?
Как называются такие слова?
Стовосьмидесятиоконным,
четырехэтажным громадным покоем окаймляла плац родная Турбину гимназия.
<…..> Черные окна являли полнейший и угрюмейший покой. С первого
взгляда становилось ясно, что это покой мертвый.
(М.А.
Булгаков. Белая гвардия)
5.
Прочитайте предложения и ответьте на предложенный ниже вопрос.
1) Подали чай,
любимую Денисовым молочную кашу из сорочинского пшена, рыбы, пирожков,
варенья, разных плодов и ягод. 2) Пошла Никитишна вкруг стола, обносила гостей
кашею, только не пшенною, а пшена сорочинского, не с перцем, не с солью,
а с сахаром, с вареньем, со сливками. (П.И. Мельников-Печерский. На
горах)
Каким словом
иноязычного происхождения было вытеснено старое русское словосочетание сорочинское
пшено? В качестве подсказки напомним, что в пушкинской «Сказке о мертвой царевне
и семи богатырях» богатыри выезжали в поле, чтобы «сорочина в
поле спешить».
6.
Объясните лексическое значение выделенного в тексте слова. Как
оно образовано? Приведите примеры слов, образованных по такой же модели.
…Телега въехала во
двор <…>, по которому со степной яростью носилась по рыскалу,
гремела цепью желтая широкогрудая собака. (И.А. Бунин. Клаша)
7.
Найдите в данных предложениях устаревшие слова, которые
отличаются от современных грамматическими признаками. В чем именно заключается
их отличие от современной нормы?
Какая общая
словообразовательная особенность объединяет эти слова?
1) Твой милый взор,
невинной страсти полный…/ Он служит им укорою безмолвной. (Ф.И. Тютчев)
2) Под занавесою тумана/ Стоит могила Оссиана. (М.Ю. Лермонтов) 3)
Чацкий. Смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга!... (А.С. Грибоедов. Горе
от ума) 4) – Благодарю, – отвечал Сурков, – только не худо было бы предложить
этот замен пораньше, когда не было билета: я бы посмотрел тогда, как бы
заменили меня. (И.А. Гончаров. Обыкновенная история)
8.
Определите часть речи и синтаксическую функцию выделенных
курсивом слов. Какую особенность имеют формы хуже и лучше?
– Если б ты
рассматривал дело похладнокровнее, так увидел бы, что ты не хуже других
и не лучше, чего я и хотел от тебя: тогда не возненавидел бы
ни других, ни себя,
а только равнодушнее сносил бы людские глупости и был бы повнимательнее
к своим. (И.А. Гончаров. Обыкновенная история)
9.
Какие способы выражения сравнения представлены в данных
фрагментах «Повести о жизни» К.Г. Паустовского? В чем вы видите индивидуальность
образных средств, используемых писателем?
1) Солнечный свет
падал на старые окна дома, зажигая их радугой, и стекла отражали какое-то странное
утро. Странным я его называю потому, что оно походило на те утра, что писали
художники Возрождения на своих картинах-иконах. Там, на этих картинах, мальчик
с тонким посохом пас ягнят,
похожих на мелкие облака. Дальние горы казались
вырезанными из разноцветного картона. Курчавые деревья напоминали виноград. Вода сливалась с игрушечных гор каскадами. Единорог стоял на поляне, сияя золотым рогом, как зажженная пасхальная свеча.
2) Я впервые видел сплошной
буковый лес. Это был светлый лес, торжественный, как византийский собор. Или,
пожалуй, он больше напоминал бесконечную колоннаду из высоких стволов,
обтянутых зеленоватой замшей, – некий мшистый и прохладный форум по склонам
гор.
9
класс
1. Ответ. Написание
бобрионокъ, поросионокъ, копионки, опионки объясняется отсутствием в алфавите
XVII века буквы ё: она была введена в
употребление
только в самом конце следующего, XVIII века. В XVII–XVIII вв. образованными людьми
употреблялся знак io, а в менее грамотных текстах
встречается его вариант – ио. Буква i
(и) в этом случае не обозначала гласного звука [и], а выполняла
функцию указания на мягкость согласного, предшествующего ударному [о]. Буква ъ (ер) – твердый знак – в конце
слов
бобрионокъ и поросионокъ
писалась по традиции, была устранена реформой 1917–1918 гг.
2. Ответ. Варьяции – совр. вариации; ерань – совр. герань;
конфекты – совр. конфеты. Устаревшие слова варьяции, ерань,
конфекты не отличаются от современных слов ни значением, ни грамматическими
признаками. Устарело только их произношение (и соответственно изменилось написание),
поэтому эти слова относятся к разряду фонетических архаизмов. Другие
часто встречающиеся в классической литературе слова с устаревшим произношением:
нумер (номер), сторы (шторы), пиит (поэт), гиероглиф (иерог
лиф), миньятюра (миниатюра), скрыпеть (скрипеть).
3. Ответ.
Метонимия – перенос названия с предмета на другой
предмет или лицо на основании их смежности: мужик при старом укладе жизни часто
имел дело с топором, баба – с веретеном. В данном случае метонимия выступает
как средство художественной выразительности: слова топор и
веретено
становятся обобщенными, образно-символическими обозначениями
мужчины и женщины, а вся поговорка ярко раскрывает разницу двух характеров –
мужского и женского.
4. Ответ. В
предложениях представлены два слова покой в разных значениях, не
связанных между собой. Покой 1 – старое название буквы П
в кириллическом
алфавите; гимназия окаймляла плац покоем – здание было выстроено в виде буквы
П. Покой 2 – спокойствие, тишина, неподвижность; мёртвый покой
– полное отсутствие проявлений жизни. Между двумя значениями нет смысловой
связи, следовательно, эти слова являются лексическими омонимами.
5. Ответ.
Сорочинское пшено – рис; сорочинская каша –
рисовая каша. Сорочин – народно-разго-ворный вариант слова сарацин.
Сарацинами в средневековой Европе во
времена крестовых походов называли арабов. В русском народно-поэтическом
творчестве слово сарачин/сорочин расширило свое значение, оно стало
обозначать всех иноземцев –
представителей восточных народов, поэтому
завезенный с Востока рис получил название сорочинского пшена. Написание
слова могло колебаться; например, в
описании звездочета из «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина читаем: В сарачинской
шапке белой,/ Весь как лебедь поседелый… (Сарачинская
шапка – чалма, восточный головной
убор).
6. Ответ. Рыскало –
веревка или проволока, по которой на кольце бегает (рыщет) цепная собака. Слово
образовано от основы глагола суффиксальным способом: рыска-л(о) ← рыска(ть). Отглагольные
имена существительные с суффиксом -л(о) обозначают
разнообразные приспособления для действий, ср. покрыва-л(о) ← покрывать, поддува-л(о)
← поддувать;
ср. также устаревшие названия орудий труда: молоти-л(о), суши-л(о),
трепа-л(о) и др.
7. Ответ. Устаревшие слова
отличаются от современных родовой принадлежностью и ти-пом склонения: укорою
(жен.род) – совр. укор; под
занавесою (жен.род) – совр. занавес; испуга (жен.род) – совр.
испуг; (этот) замен (муж. род) –
совр. замена (ср. также наречие взамен –
от устаревшего в замен). Все эти
слова образованы от глаголов способом нулевой суффиксации: укора ← укорять, занавеса ← занавесить, испуга ← испугать, замен ← заменить. Именно в сфере
таких отглагольных образований в истории русского языка
было широко распространено явление родового
параллелизма: возникали
варианты измен и измена, присяг и присяга, огород
и огорода, завес и завеса, упрек и упрека и
т.п. В первой половине XIX века литературная норма еще не отличается высокой
степенью строгости, поэтому в текстах встречается много примеров
колебания в родовой принадлежности имен существительных.
8. Ответ. Похладнокровнее (рассматривал),
равнодушнее (сносил) – наречия в сравнительной степени, в предложении
играют роль обстоятельства. Хуже, лучше, повнимательнее – сравнительная
степень имен прилагательных в роли
составного
именного сказуемого. Формы хуже и лучше отличаются от исходных
прилагательных самой основой: хуже – от плох(ой), лучше –
от
хорош(ий);
это явление называется термином супплетивизм (расхождение основ).
9. Ответ.
Сравнение выступает главным приемом двух высокохудожественных
описаний – утра и букового леса. В обоих отрывках сравнение выражается
лексически – при помощи слов: походило, похожих, казались, напоминали, напоминал.
Кроме того, текст украшают яркие сравнительные обороты с союзом как: как
зажженная пасхальная свеча; как византийский собор. Во втором
отрывке представлено также скрытое сравнение – метафора: зеленой
замшей переносно назван мох, покрывающий стволы буков. Индивидуальная
особенность сравнений К.Г. Паустовского – их культурная глубина: в качестве
образа для сравнения выступают картины художников Возрождения, архитектурные
шедевры – византийский собор, колоннада, античный форум. Автор одинаково
глубоко чувствует красоту природы и красоту искусства, осознает их неразрывную
связь.
10
класс
1.
Прочитайте фрагменты стихотворных произведений А.С. Пушкина.
Какой гласный произносится под ударением в выделенных словах?
Что
ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный
призрак, иль еще
Москвич
в Гарольдовом плаще?...
(«Евгений
Онегин»)
Но
человека человек
Послал
к анчару грозным взглядом,
И
тот послушно в путь потек
И к
утру возвратился с ядом.
(«Анчар»)
В
разговорной речи XIX в. произношение слов ещё и потёк ничем не
отличалось от современного. Как объяснить особенность их произношения
в
приведенных примерах?
2.
Найдите в данных предложениях слово с устаревшим написанием.
Укажите его значение и объясните причину орфографического изменения.
1)
Пошел вдоль по поселку Фадеев: у одного дома постучится, у другого в источный
голос покричит – везде ровно мертвые. 2) В богадельне бывали нередко раденья с
криками, с источными воплями, с оглушительным ножным топотом. (П.И.
Мельников-Печерский. На горах)
3.
В романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история», в описании улиц
провинциального города, читаем:
Подле
него [зеленого дома с башенками] кокетливо красуется дикенький дом
лекаря, раскинувшийся полукружием, с двумя похожими на будки флигелями. По
какому признаку дом лекаря назван дикеньким?
4.
Объясните значение выделенных слов и выражений. Каким термином
они называются?
1)
Бедный Обломов то повторял зады, то бросался в книжные лавки за новыми увражами
и иногда целую ночь не спал, рылся, читал, чтоб утром, будто нечаянно,
отвечать на вчерашний вопрос знанием, вынутым из архива памяти (И.А Гончаров.
Обломов) 2) Она [Наташа] писала ему классически-однообразные, сухие письма,
которым сама не приписывала никакого значения и в которых, по брульонам,
графиня поправляла ей орфографические ошибки. (Л.Н. Толстой. Война и
мир)
5.
Укажите значение слова доброта в данном фрагменте текста,
сравнивая его с современным значением этого слова. Назовите слово, производное от
существительного доброта в данном значении. Какое еще из слов этого
текста отличается по значению от современного?
Пьер, самый рассеянный, забывчивый
человек, теперь, по списку, составленному женой, купил все, не забыв ни
комиссий матери и брата, ни подарков на платье Беловой, ни игрушек племянникам.
Пьер с веселым, улыбающимся лицом
разбирал свои покупки.
– Каково – говорил он, развертывая, как
лавочник, кусок ситца. Наташа, держа на коленях старшую дочь и быстро переводя
глаза с мужа на
то,
что он показывал, сидела против него.
– Это для Беловой? Отлично. – Она
пощупала доброту. – Это по рублю, верно? (Л.Н. Толстой. Война и
мир)
6.
Какой частью речи являются и какую синтаксическую роль выполняют
выделенные слова? В каких из этих слов конечный гласный о является
суффиксом и в каких – окончанием?
Как
все вокруг сурово, снежно,
Как
этот вечер сиз и хмур!
В
морозной мгле краснеют окна нежно
Из
деревенских нищенских конур.
Ночь
северная медленно и грозно
Возносит
косное величие свое.
Как сладко
мне во мгле морозной
Мое
звериное жилье!
(И.А. Бунин)
7.
Объясните, почему слово прямоговорящий в данном тексте
выделено авторским курсивом. Как образовано это слово и каково его лексическое значение?
Приведите примеры общеупотребительных слов, образованных таким же способом.
Само интервью
прошло легко, как-то почтительно-приятельски: молодой человек действительно вел
себя как профессионал. Вопросы задавал толково и точно сформулированные, не банальные,
острые, но не наглые, – говорить с
ним было
интересно; к тому же был он из этого удивительного поколения совсем молодых
людей, выросших уже в новое, прямоговорящее время, а ей всегда было
странно и любопытно – что они находят в ее стихах… (Д.Рубина. Шарфик)
8.
Прочитайте отрывок делового письма, датированного 1621 годом. В
каком падеже стоят выделенные имена существительные? Чем отличаются эти формы
от современных?
Да
посолъ же говорилъ, чтобъ бояре донесли до царского воеводы, что есть у него
птица ловчая болобанъ, ловит всякой звѢрь и птицы. (Словарь
русского языка XI–XVII вв.)
9.
Почему в данных примерах из классических произведений русской
литературы слово видимо не выделено запятыми? Укажите его лексическое значение,
часть речи и синтаксическую роль. Приведите пример обычного употребления этого
слова в современном языке. В каком значении употреблено прилагательное мужественный
в третьем предложении? Поясните смысл подчеркнутого выражения.
1)
Графиня видимо смутилась. Черты ее изобразили сильное движение души. (А.С.
Пушкин. Пиковая дама). 2) Вера худела и видимо томилась жизнью. (И.А.
Гончаров. Обрыв) 3) Прислуживал Федька, видимо обремененный
необычными сапогами, да помогала ему женщина с мужественным лицом и кривая, по
имени Анфисушка, исполнявшая должности ключницы, птичницы
и
прачки. (И.С. Тургенев. Отцы и дети)
10
класс
1. Ответ. В словах еще и потек под
ударением произносится [э] – на это указывает рифма. В разговорной речи в этих
словах во времена А.С. Пушкина, как и в современном языке, в ударной позиции
произносился гласный [о]. Отсутствие перехода е в о являлось
приметой «высокого» поэтического слога, эта книжная черта возникла под влиянием
церковнославянского языка и противопоставлялась норме разговорной речи.
2. Ответ.
Источный – совр. истошный (голос, вопль, крик) в значении
«громкий и отчаянный». В произношении этого слова наблюдается фонетический
процесс изменения сочетания чн в [шн] – такой же, как в
произношении слов конечно – [кан’эшнъ], скучно - [скушнъ] и т.п. По
происхождению слово источный связано с устаревшим глаголом источить в
значении «излить, извергнуть» (ср. совр. источать аромат); именно утрата
связи между словами источный и источить привела к тому, что
написание слова последовало за его произношением: слово истошный пишем
так, как слышим.
3. Ответ. Одно
из устаревших значений прилагательного дикий – это обозначение оттенка серого
цвета: дикий цвет – светло-серый, с голубоватым оттенком. Такой цвет
является естественным для некрашеного материала – дерева или камня. Дикенький
дом имеет природный серенький
цвет. В романе И.А. Гончарова «Обломов» также упоминается дикий цвет: На
другой
день Обломов
встал и надел свой дикий сюртучок, что носил на даче.
4. Ответ. Повторять
зады – вспоминать или заново учить давно пройденный материал; увражи –
научные сочинения; по брульонам – по черновикам. Эти слова и выражения
относятся к лексическим архаизмам: они перестали употребляться как
словарные единицы, соответствующее значение передается в современном языке другими
словами и оборотами.
5. Ответ.
В современном русском языке слово доброта относится к разряду
отвлеченных существительных, оно употребляется только для характеристики
человека: доброта – «отзывчивость, душевное расположение к людям;
стремление делать добро другим».
В приведенном отрывке из «Войны и мира»
слово доброта (вероятно, с ударением на втором слоге: доброта)
выступает в значении «прочность, добротность (ткани)»: эту доброту можно
пощупать, что говорит о конкретизации значения. От этого слова и было
образовано прилагательное
добротный – «качественный»
а производное от этого прилагательного существительное добротность постепенно
вытеснило исходное слово доброта (ткани) в состав устарелых.
Слово комиссия употреблялось в
значении «поручение»: Пьер не забыл комиссий матери и брата, т.е. купил
все, что они заказывали. Невольно вспоминается и восклицание Фамусова в комедии
«Горе от ума»: «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери
отцом!». Здесь комиссия – налагаемая обязанность, долг отца.
6. Ответ. Сурово, снежно (все),
сладко (жилье) – краткие прилагательные в роли составного именного
сказуемого с нулевой связкой; о в этих словах – окончание, указывающее
на средний род и ед. число краткой формы. Нежно
(краснеют),
медленно и грозно (возносит) – наречия в роли обстоятельства; в
их морфемном составе выделяется суффикс -о, так как наречия образованы
от прилагательных суффиксальным способом: нежн-о ← нежн(ый), медленн-о ← медленн(ый), грозн-о ← грозн(ый).
7. Ответ.
Авторский курсив выполняет в данном случае функцию выделения,
подчеркивания индивидуально-авторского слова – окказионализма: слова прямоговорящий
нет в словарном составе русского языка, оно создано автором только для
этого текста с целью дать точную и
яркую
характеристику нового поколения. Способ образования данного слова – сращение
(лексико-синтаксический способ словообразования): в одно слово сливаются,
без участия словообразующих аффиксов, элементы словосочетания. Прямоговорящий
← говорящий
прямо; производное слово отличается от производящего словосочетания
закрепленным порядком частей, слитным написанием и единым ударением; таким же
способом образованы общеупотребительные слова типа здравомыслящий,
слаборазвитый, вышеуказанный, многообещающий, скоропортящийся и под.
Контекст подсказывает значение этого
«разового» слова: прямоговорящий – искренний, свободный, чуждый страха и
лицемерия. Эти характеристики, применимые к человеку, в данном тексте переносно
характеризуют время, в которое выросло молодое поколение (прямоговорящее
время).
8. Ответ.
Слова зверь и птицы стоят в винительном падеже:
болобан (охотничий сокол) ловит (кого? что?) всякого зверя и птиц.
В современном языке формы винительного падежа у этих существительных совпадают
по окончаниям с родительным
падежом, ср.: нет (кого? чего?) зверя и птиц. Такое совпадение является
признаком одушевленных имен существительных (у
существительных женского рода эта черта проявляется только во мн. числе,
а у слов мужского рода – и в ед., и во мн.
числе).
В приведенном письме начала XVII века формы
винительного падежа совпадают с именительным падежом, как у существительных неодушевленных.
Следовательно, во время написания этого текста слова зверь, птица,
а также все видовые названия животных еще не входили в разряд одушевленных
существительных.
9. Ответ. В приведенных примерах слово видимо не
является вводным словом: это наречие, которое выполняет в предложении
синтаксическую роль обстоятельства. Слово видимо имеет здесь значение
«явно, заметно для всех». Такое употребление слова теперь является устаревшим.
В современном языке видимо выступает как вводное слово,
выражающее оценку говорящим реальности того, о чем он сообщает. В роли
вводного слова, не связанного синтаксически с другими словами предложения слово
видимо выделяется на письме запятыми, ср.: Он, видимо, уже не придет
сегодня.
Слово мужественный здесь имеет
значение «мужской»: Анфисушка похожа лицом на мужчину.
помогала ему женщина с мужественным лицом и кривая, по
имени Анфисушка, исполнявшая должности ключницы, птичницы
и
прачки. (И.С. Тургенев. Отцы и дети)
11
класс
1.
В начале XIX в. поэт Ф.Н. Глинка печатал в литературных журналах
переложения церковных песнопений–псалмов, подписывая публикации одной буквой Θ (первой буквой своего имени
– Θеодоръ).
Прочитайте
эпиграмму А.С. Пушкина на Федора Глинку. Напишите буквы церковнославянского
алфавита, названия которых использованы автором. Раскройте смысл выделенных в тексте
слов и выражений.
Наш
друг Фита, Кутейкин в эполетах,
Бормочет
нам растянутый псалом:
Поэт
Фита, не становись Фертом!
Дьячок
Фита, ты Ижица в поэтах!
2.
Чем вызвано фонетическое изменение известных личных имен в
данных отрывках литературных произведений?
1)
Всадник протянул мне свою твердую, как лодочное весло, руку. – Натолий, –
сказал он. Почтительно пожавши весло, мы познакомились, закурили.
Натолий внимательно рассматривал нас. (Ю.И. Коваль. Самая легкая лодка в мире) 2) – Пришел к вам, Катерина Ильвовна, попросить, нет ли у вас какой-нибудь книжечки почитать. Скука очень одолевает. (Н.С. Лесков. Леди Макбет Мценского уезда.) 3) – Да я так думаю, всему причина брат Иглеб. (И.А. Бунин. Древний человек)
3.
Как называются выделенные в предложениях слова? По какому
принципу примеры разделены на две группы? С какой целью авторы употребляют
такие слова?
I.
1) Эта речка верст за пять от Льгова превращается в широкий пруд, по краям и
кое-где посередине заросший густым тростником, поорловскому – майером. (И.С.
Тургенев. Льгов) 2) После пожара этот заброшенный человек
приютился,
или, как говорят орловцы, «притулился» у садовника Митрофана. (И.С.
Тургенев. Малиновая вода) 3) Возле колодца, где весь день гремят
ведрами босоногие болтливые девочки в ситцевых выгоревших платьях, надо
свернуть в проулок, или, по-местному, в прожог. (К.Г.
Паустовский. В кузове грузовой машины)
II. 1) Но в это
время в свет костра вступила уже тонкая красивая фигура молодого солдата, несшего
беремя дров. (Л.Н. Толстой. Война и мир) 2) Телега поскрипывала,
качалась и укачивала Клашу, спавшую под кожей, возле прикрытой веретьем клетки
с цыплятами. (И.А. Бунин. Клаша) 3) Возле костра собрали вечерять
на раскинутом ряднище. (М.А. Шолохов. Тихий Дон) 4) Ненадолго
зажегся лес ярким огнем, вспыхнуло от него по краям и зашаяло небо,
заиграла река в пересветах… (В.П. Астафьев. Последний поклон)
4.
Прочитайте диалог из романа И.А. Гончарова «Обрыв» – разговор
Райского с бабушкой. Объясните значение и происхождение выделенного слова.
– А
что, бабушка, – вдруг обратился он к ней, – если бы я стал вас уговаривать
выйти замуж?
–
Марфенька! Перекрести его: ты там поближе сидишь, – заметила бабушка сердито.
Марфенька
засмеялась.
– Право… – шутил
Райский.
– Ты буфонишь,
а я дело тебе говорила, добра хотела.
5.
Найдите в данном отрывке текста имя прилагательное, значение
которого отличается от современного, укажите это различие. В выделенных жирным шрифтом
предложениях найдите грамматическую основу и назовите тип предложения
(двусоставное, односоставное и его вид).
И
потихоньку, не услыхала бы Дарья Сергеевна, стала Дунюшка на молитву. Умною
молитвой молилась, не уставной. Озаренная дрожавшим светом догоравшей
лампады, держа в руках заветное колечко, долго лежала она ниц
перед
святыней. С горячими, из глубины непорочной души идущими, слезами долго
молилась она, сотворил бы Господь над нею волю свою, указал бы ей, след ли
ей полюбить всем сердцем и всею душою раба божия Петра и найдет ли она
счастье в том человеке. (П.И. Мельников-
Печерский. На
горах)
6.
«Весь деревня, а не село: ино бо есть село, а ино весь»,
– говорится в Азбуковнике XVII века. О чем идет речь? В каком
фразеологизме встречается слово весь, которое представлено в этом
тексте?
7.
Какую грамматическую особенность имеют выделенные в данных
предложениях слова? Приведите примеры вариантности грамматических форм
множественного числа у существительных мужского рода в современном языке.
1) И
велик, живописен показался Клаше этот сад, темный, сырой внутри, в глубине, где
на столетних липах вили гнезда ястреба, а под мшистыми елями зеленели и
гнили скамьи, на которых уже
давно не сидел никто. (И.А. Бунин. Клаша)
2) – Места –
первый сорт. Самая мучная торговля. Тут по Рыньве пойдет теперь вверх к
Юрятину, село к селу, пристаня, ссыпные пунк ты. (Б.Л. Пастернак.
Доктор Живаго)
8.
Укажите средства связи предложений в данном тексте.
Русская песня как вода в запруде.
Кажется, она остановилась и не движется. А на глубине она безостановочно
вытекает из вешняков, и спокойствие ее поверхности обманчиво.
Всеми способами, повторениями,
параллелизмами, она задерживает ход постепенно развивающегося содержания. У
какого-то предела оно вдруг сразу открывается и разом поражает нас. Сдерживающая
себя, властвующая над собою тоскующая сила выражает себя так. Это безумная
попытка остановить время. (Б.Л. Пастернак. Доктор Живаго)
9.
Какую функцию выполняет авторский курсив в следующих отрывках из
романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история»?
1) –
Это какая-то деревянная жизнь! – сказал в сильном волнении Александр, –
прозябание, а не жизнь! Прозябать без вдохновенья, без слез, без
жизни, без любви…
– И
без волос! – прибавил дядя.
2)
Он свои суждения считал непогрешительными, мнения и чувства непреложными и
решился вперед руководствоваться только ими, говоря, что он уже не мальчик и
что зачем же мнения чужие только святы? и проч.
3) –
Пока не знал, а теперь… о люди, люди! жалкий род, достойный слез и смеха! Сознаюсь,
кругом виноват, что не слушал вас, когда вы советовали остерегаться
всякого…
4)
Глядя на эту картину, Александр начинал постигать поэзию серенького неба,
сломанного забора, калитки, грязного пруда и трепака.
11
класс
1. Ответ. Фита – название буквы Θ. Ферт – название
буквы Ф; звуковое значение этих двух букв одинаково: они обозначали согласный
[ф], при этом именно «фита» осознавалась лишней, ненужной буквой: из
гражданского алфавита она была устранена еще Петром Первым, но вернулась в
алфавит под влиянием церковно-славянской традиции. Кутейкин в эполетах –
офицер в роли дьячка; этот сатирический образ отсылает читателя к комедии Д.И.
Фонвизина «Недоросль» (дьячок Кутейкин учит Митрофанушку церковнославянскому языку).
Выражение стать (становиться) фертом
имеет значение «принимать горделивую позу, важничать»: буква Ф
очертаниями напоминает человека, который стоит «руки в боки».
Ижица –
название буквы V, которая так же, как фита, сохранялась лишь в церковной традиции
для обозначения звуков [и] и [в] в ограниченном числе слов. Для понимания
эпиграммы наиболее важен тот факт, что ижица занимала место последней буквы
алфавита. Ижица в поэтах – наиболее бездарный из поэтов.
Таким образом, автор эпиграммы
высмеивает не только увлечение своего современника церковными песнопениями, но
и бездарность его творений: не вставай в горделивую позу и не причисляй себя к
поэтам!
2. Ответ.
В предложении 1 фонетическое изменение имени отражает тенденцию к
утрате начального слога (обычно состоящего из одного гласного), который в
составе многосложных слов находится далеко от слога с ударным гласным: Натолий
вместо А-на-то-лий (аналогично просторечное, ненормативное имя Лександр
вместо Александр). Таким же путем возникли широко распространенные
народные варианты Лизавета, Катерина вместо длинных (пятисложных)
официальных имен Е-ли-за-ве-та, Е-ка-те-ри-на, ср.: – После споем
с тобой, Лизавета. (Б.Л. Васильев. А зори здесь тихие).
В предложениях 2 и 3 произношение Ильвовна
вместо Львовна, Иглеб вместо Глеб объясняется стремлением
говорящего избежать стечения согласных в начале слова, сделать
произношение более легким за счет добавочного начального гласного. Эта
фонетическая черта свойственна многим диалектам и просторечию (ср.
распространенное нелитературное произношение аржаной хлеб, ильняное масло и
под.).
В художественном тексте написания типа Натолий,
Иглеб передают особенности речи персонажей – носителей
народно-разговорного языка, являются деталью их речевой характеристики.
3. Ответ.
Слова майер, притулиться, прожог, беремя, веретье, вечерять,
ряднище, зашаяло относятся к лексическим диалектизмам – это местные,
территориально ограниченные названия предметов и явлений.
В приведенных примерах первой группы
есть общая черта: диалектизм представлен в авторской речи наряду с
общеизвестным словом как его эквивалент (майер – тростник, притулился
– приютился, прожог - переулок), причем диалектный характер слова
подчеркивается пояснением: по-орловскому, как говорят орловцы, по-местному;
в предложении 2 диалектизм дополнительно выделяется кавычками.
В примерах второй группы диалектные
слова употребляются в авторской речи как полноправные, без каких-либо
специальных указаний на
их
диалектный характер и без объяснения значений; смысл слов в этом случае
раскрывает контекст: беремя – охапка; веретье – дерюга, грубая ткань
(уточнение, что веретье изготовлялось из оческов льна и конопли, находим
в диалектных словарях); вечерять – ужинать; ряднище – толстое
полотно, подстилка; зашаяло – засияло, засветилось.
Диалектные слова – средство
выразительности художественного текста, они употреблены в художественном тексте
с целью передачи местного колорита; привлекая читателя своей необычностью,
они погружают его в атмосферу народной жизни.
4. Ответ.
Буфонить – шутить, паясничать, дурачиться,
веселить собеседников. Этому устаревшему слову родственно существительное буффонада
– сценическое представление, построенное на комических, шутовских
положениях. Глагол буфонить был образован в русском языке суффиксальным
путем от устаревшего заимствованного существительного буфон, которое
возникло из более правильного буффон (фр. bouff on < ит.), –
этим словом назывался шут, клоун, традиционный персонаж старинной итальянской комедии.
По Словарю В.И. Даля, буфонъ – «шутникъ, шутъ, забавный ломака»; буфонить
– «шутить, какъ шуты шутятъ, словами и прiемами, корчить, ломаться».
По образованию глагол буфонить стоит
в одном ряду со своими синонимами: паясничать ← паяц (устар.
паяс); паяц – комический персонаж итальянского народного театра; скоморошничать
← скоморох;
скоморох – в
древней
Руси: бродячий комедиант; переносно – несерьезный человек, потешающий других шутовскими
выходками. Точно так же и глагол шутить, который сейчас осознается как непроизводный,
был исторически образован от существительного шут. Общее значение этих глаголов
– «вести себя подобно тому, кто назван производящим словом».
5. Ответ.
Умная молитва в данном тексте противопоставляется молитве уставной.
Речь идет о том, что Дунюшка не повторяла заученные тексты известных молитв, а
обращалась к Богу своими словами – теми, что приходили на ум, что подсказывала
душа. Умная молитва – импровизированная, стихийная, а уставная –
каноническая, соответствующая церковному уставу.
В первом из выделенных предложений грамматическая
основа представлена одним словом – сказуемым молилась, а подлежащее Дунюшка
восстанавливается на основе предыдущего контекста; это двусоставное
неполное предложение.
Выделенная часть сложного предложения
является односоставной, ее грамматическая основа след ли полюбить оформляет
безличную конструкцию: слово след в данном случае употреблено как
устаревшее слово категории состояния с модальным значением; в современном языке
в
безличном
значении употребляется однокоренной глагол: следует ли полюбить.
6. Ответ.
Словарь объясняет различие слов весь и село. Имя
существительное весь (оно омонимично местоимению весь – это
случайное совпадение), имело значение «деревня, небольшое поселение, без
церкви». «Одно дело село, а совсем иное – деревня», – так утверждает древний
словарь-азбуковник. Существительное весь – «деревня»
сохранилось в устойчивом выражении (по) городам и весям. Ср.: – Вот уже
месяц, как мы бежим с вами, Серафима Владимировна, по весям и городам,
и чем дальше, тем непонятнее становится кругом… (М.А.
Булгаков. Бег)
7. Ответ.
В текстах представлены не соответствующие современной литературной
норме грамматические формы им. падежа мн. ч.: ястреба – от ястреб и
пристаня – от пристань. Нормативные современные формы мн. ч. – ястребы
и пристани. Окончание -а, всегда ударное, обнаруживает
высокую активность в разговорном языке XX–XXI вв., конкурируя с окончанием -ы/-и,
например: договоры – разг. договора, джемперы – джемпера, слесари –
слесаря. Окончанию -а удалось в истории языка вытеснить многие
исконные формы мн.ч. от существительных муж. р.: домы, островы, стоги и
др. являются теперь устаревшими; в некоторых случаях сосуществование двух форм
мн.ч. поддерживается различием в значении (ср. пропуски занятий
– проверять пропуска, художественные образы –
старинные образа). Формы на -а от существительных жен. р.,
3-его типа склонения (пристаня, очередя, матеря, степя, площадя и под.)
характерны для диалектов и просторечия, они воспринимаются как грубое нарушение
ли-
тературной
нормы.
В приведенных предложениях разговорная форма
ястреба представлена в авторской речи, она часто употребляется И.А.
Буниным и в других произведениях, ср.: Блаженно дремлют, сидят на снежных
навозных кучах, раскиданных по полю, ястреба. («Последняя весна»). Форма
пристаня – в прямой речи персонажа – употреблена Б.Л. Пастернаком с
целью передать колорит народно-разговорной речи.
8. Ответ.
Средства межфразовой связи: 1) местоимение 3 лица (она, ее, оно);
2) союз а; 3) лексический повтор (остановилась – остановить);
4) однокоренные слова (остановилась – безостановочно; задерживает –
сдерживающая); 5) синонимичные слова и выражения (остановилась и
не движется – задерживает ход); 6) антонимы (постепенно – сразу, разом);
7) слова с указательным значением, отсылающие к предшествующим предложениям:
местоименное наречие так; указательное местоимение это.
9. Ответ.
Курсивом автор выделяет вводимые в текст цитаты: в отрывках
1, 3, 4 – из произведений А.С. Пушкина, в отрывке 2 – из комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума». Использование цитат (точных или измененных) без
знаков цитирования и указания источника называется аппликацией. В
произведении
И.А. Гончарова этот прием использован для характеристики героя – романтически настроенного
молодого человека, знающего литературу лучше, чем реальную жизнь.
Кроме того, цитирование является одним
из видов реминисценции (от латинского reminiscentia –
«воспоминание»): автор заставляет читателя вспомнить другой, широко известный,
легко узнаваемый текст, называемый опорным, или прецедентным текстом.
К опорным текстам относят произведения, известные широкому кругу носителей
языка в течение длительного времени: Библия, классическая мировая литература,
фольклор.
Комплексная
работа по русскому языку и литературе
10
класс
1. Укажите
слова, в которых нет звука [с].
Счастье, узкий, сшить, сжать,
расселить, масштаб, отважиться, городской, сгореть, класс, сервиз, касса,
жестче.
2. Определите,
в каких словах есть приставка.
Забег, запад, забыть, заказ, забой,
завал, занятие, залив, заведовать, забрать, заканчивать, забава.
3. Определите
виды подчинительной связи в словосочетаниях. Обозначьте главное слово.
Четыре конфеты, в пятнадцатом веке,
в обеих книгах, без ста страниц, к миллиону рублей, шестеро друзей, один вагон,
на пяти пальцах, в полутора километрах, у троих друзей.
4. Запишите,
раскрывая скобки. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова.
1) Он
тяжело поднялся (на) встречу, и вместе с ним из-за стола поднялось несколько
седобородых неуклюжих шведов. (К. Паустовский)
2) Выпрямляются
(на) встречу солнцу стебли трав и лепестки цветов, отягченные серебром
росы. (М. Горький)
3) Мои
надежды (на) встречу с чем-то загадочным не оправдались.
(А. Грин)
5.
Отредактируйте предложения. Какая ошибка в них допущена?
1)
В газете дали сообщение о свободных вакансиях.
2)
На выполнение этого задания потребовалось более двух часов времени.
3)
Впервые они познакомились на балу.
4)
На октябрь месяц намечено проведение конференции.
5)
Первая премьера спектакля состоялась в 1967 году.
6.
Какие варианты расстановки знаков препинания возможны в данных предложениях?
1)
Таня чувствовала сестра просто так не уедет.
2)
Этот человек не раз говорил брату Семен никогда не был в Англии.
7.
Определите, кому из героев принадлежит следующая самохарактеристика. Из какого
произведения этот герой? Назовите автора произведения.
«Во
мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит
его».
8.
Чичиков, нанося визиты окрестным помещикам, ведет себя по-разному, по ситуации,
учитывая их характер и настроение. На основании особенностей его поведения
определите, с кем из помещиков он
1)
грубоват и примитивен; 2) бережлив и скуп; 3) слащаво любезен и слезливо
благодушен; 4) деловит, категоричен, прижимист; 5) нагл и боек.
Ответы
10 класс
1. Счастье, сшить, сжать, расселить, масштаб, отважиться,
городской, сгореть, касса, жестче.
2. Забег,
забой, завал, залив, забрать, заканчивать.
3. Четыре конфеты
(управление), в пятнадцатом веке (согласование),
в обеих книгах (согласование), без
ста страниц (согласование), к миллиону рублей (управление), шестеро друзей (управление), один вагон (согласование), на пяти пальцах (согласование), в полутора километрах (согласование), у троих друзей (согласование).
4. 1)
Навстречу – наречие;
2)
навстречу – предлог;
3)
на встречу – существительное с предлогом.
5.
1) В газете дали сообщение о вакансиях.
2)
На выполнение этого задания потребовалось более двух часов.
3)
Они познакомились на балу.
4)
На октябрь намечено проведение
конференции.
5)
Премьера спектакля состоялась в 1967 году.
В предложениях допущен
общий стилистический недочет – многословие, или речевая избыточность.
6. 1)Таня чувствовала:
сестра просто так не уедет.
Таня,
чувствовала сестра, просто так не уедет.
2) Этот человек не раз говорил брату: « Семен
никогда не был в Англии».
Этот человек (не раз говорил брату Семен)
никогда не был в Англии.
7. Герой – Печорин.
Произведение – роман «Герой нашего времени». Автор – М.Ю. Лермонтов.
8. 1) С Коробочкой, 2)
с Плюшкиным, 3) с Маниловым, 4) с Собакевичем, 5) с Ноздрёвым.
Олимпиада по русскому языку и литературе 9 класс
1. Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний
слог.
Черпать,
асимметрия, краны, пломбировать, абонировать, библиограф,
мещанин, отвар.
За каждый правильный
ответ – 1 балл
1. 2. В латинском языке есть
слово valeo - «становлюсь сильным, здоровым». Какие
современные русские слова по происхождению связаны с ним?
За каждый правильный
ответ – 1 балл
1. 3. Образуйте от данных
существительных формы родительного падежа множественного числа: дно,
туфля, грузин, простыня, блюдце, эполеты, боярин, колено, полено. Укажите
варианты (если есть). Поставьте ударения.
Оценка – 9 баллов
1. 4. Допишите недостающие
слова в пословицах об учении, языке.
Во многословии не без
…
Учился читать да
писать, а выучился петь да…
Оценка – 2 балла
1. 5. Выпишите из данного
списка только числительные.
Восьмидесятый,
всемером, в-третьих, два, двое, двойка, двойной, оба, пара, пятак, пятый,
пятеро, полтинник, трешка, троица.
За каждый правильный
ответ – 1 балл
1. 6. Укажите русский
эквивалент к иноязычным словам: дебаты, интуиция, изолировать,
метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать.
Оценка – 8 баллов
1. 7. К какой части речи
относится слово «грустно» в приведенных примерах?
1) Мать грустно
смотрела на детей. 2) Ожидание было грустно. 3) Мне грустно.
Оценка – 3 балла
1. 8. Выпишите номера
односоставных предложений. Определите тип каждого односоставного предложения.
1) В деревнях хорошо
хлеб пекут. (И.Бунин). 2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу.
(С.Есенин). 3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский). 4) На скалы
выбросило два парохода. (К.Паустовский). 5) Что с тобой случилось? 6) Мне
другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов). 7) Не хотел бы оказаться на
твоем месте.
За каждый правильный
ответ – 1 балл
1. 9. Какой прием
используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается?
Так спросил у озорного
Кота Васи я:
– Что же значит это
слово:
Ка-та-ва-си-я?
Кот весьма любезен был
–
Объяснил наглядно:
Всю посуду перебил
И спросил:
– Понятно?
Оценка – 2 балла
10. Назовите автора
(авторов) учебника русского языка, по которому вы учитесь.
Оценка – 1 балл
11. Вы знаете, что самые
обычные слова, употребленные в переносном значении, у мастера художественного
слова приобретают большую выразительную силу. В отрывке из рассказа
М.М.
Пришвина найдите слова с переносным значением, определите их роль в тексте.
Какие еще языковые средства использует автор? С какой целью?
«Видел ли кто-нибудь,
как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера это был еще богатый ручей; видно
по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести
почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под
утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти
кружева, и каждая льдинка отдельно умирает, падая на землю золотистыми
каплями».
Оценка – 20 баллов
Ответы.
1.Асимметрия,
пломбировать, мещанин, отвар.
За каждый правильный
ответ – 1 балл
2. С данным
латинским словом связаны русские слова валидол, инвалид, Валерий,
валериана, валидный и др.
За каждый правильный
ответ – 1 балл
3. Доньев, туфель,
грузин, простынь, простыней, блюдец, эполет, бояр, коленьев, во
фразеологизмах – до колен, между колен, от колен, встать с колен, поленьев.
Оценка – 9 баллов, но
за каждый вариант (слово «колено») баллы добавляются
4. Во многословии не
без многословия. Учился читать да писать, а
выучился петь да плясать. Оценка – 2 балла
5. Восьмидесятый,
два, двое, оба, пятый, пятеро.
За каждый правильный
ответ – 1 балл
6. Дебаты - споры,
интуиция – чутье, изолировать - отделить, метаморфоза - превращение, приз
– подарок, тотальный - всеобщий, социальный -общественный, превалировать –
преобладать.
Оценка – 8 баллов.
7. 1) наречие, 2)
краткое прилагательное, 3) категория состояния. Оценка – 3 балла
8. 1)
Обобщенно-личное, 2) определенно-личное, 4) безличное.
Оценка – 4 балла
9. Речь идет о
каламбуре, который основан на использовании омофонов.
Оценка – 2 балла.
Олимпиада по русскому языку и литературе 9 класс
1. Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний
слог.
Черпать,
асимметрия, краны, пломбировать, абонировать, библиограф,
мещанин, отвар.
За каждый правильный
ответ – 1 балл
1. 2. В латинском языке есть
слово valeo - «становлюсь сильным, здоровым». Какие
современные русские слова по происхождению связаны с ним?
За каждый правильный
ответ – 1 балл
1. 3. Образуйте от данных
существительных формы родительного падежа множественного числа: дно,
туфля, грузин, простыня, блюдце, эполеты, боярин, колено, полено. Укажите
варианты (если есть). Поставьте ударения.
Оценка – 9 баллов
1. 4. Допишите недостающие
слова в пословицах об учении, языке.
Во многословии не без
…
Учился читать да
писать, а выучился петь да…
Оценка – 2 балла
1. 5. Выпишите из данного
списка только числительные.
Восьмидесятый,
всемером, в-третьих, два, двое, двойка, двойной, оба, пара, пятак, пятый,
пятеро, полтинник, трешка, троица.
За каждый правильный
ответ – 1 балл
1. 6. Укажите русский
эквивалент к иноязычным словам: дебаты, интуиция, изолировать,
метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать.
Оценка – 8 баллов
1. 7. К какой части речи
относится слово «грустно» в приведенных примерах?
1) Мать грустно
смотрела на детей. 2) Ожидание было грустно. 3) Мне грустно.
Оценка – 3 балла
1. 8. Выпишите номера
односоставных предложений. Определите тип каждого односоставного предложения.
1) В деревнях хорошо
хлеб пекут. (И.Бунин). 2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу.
(С.Есенин). 3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский). 4) На скалы
выбросило два парохода. (К.Паустовский). 5) Что с тобой случилось? 6) Мне
другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов). 7) Не хотел бы оказаться на
твоем месте.
За каждый правильный
ответ – 1 балл
1. 9. Какой прием
используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается?
Так спросил у озорного
Кота Васи я:
– Что же значит это
слово:
Ка-та-ва-си-я?
Кот весьма любезен был
–
Объяснил наглядно:
Всю посуду перебил
И спросил:
– Понятно?
Оценка – 2 балла
10. Назовите автора
(авторов) учебника русского языка, по которому вы учитесь.
Оценка – 1 балл
11. Вы знаете, что самые
обычные слова, употребленные в переносном значении, у мастера художественного
слова приобретают большую выразительную силу. В отрывке из рассказа
М.М.
Пришвина найдите слова с переносным значением, определите их роль в тексте.
Какие еще языковые средства использует автор? С какой целью?
«Видел ли кто-нибудь,
как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера это был еще богатый ручей; видно
по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести
почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под
утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти
кружева, и каждая льдинка отдельно умирает, падая на землю золотистыми
каплями».
Оценка – 20 баллов
Ответы.
1.Асимметрия,
пломбировать, мещанин, отвар.
За каждый правильный
ответ – 1 балл
2. С данным
латинским словом связаны русские слова валидол, инвалид, Валерий,
валериана, валидный и др.
За каждый правильный
ответ – 1 балл
3. Доньев, туфель,
грузин, простынь, простыней, блюдец, эполет, бояр, коленьев, во
фразеологизмах – до колен, между колен, от колен, встать с колен, поленьев.
Оценка – 9 баллов, но
за каждый вариант (слово «колено») баллы добавляются
4. Во многословии не
без многословия. Учился читать да писать, а
выучился петь да плясать. Оценка – 2 балла
5. Восьмидесятый,
два, двое, оба, пятый, пятеро.
За каждый правильный
ответ – 1 балл
6. Дебаты - споры,
интуиция – чутье, изолировать - отделить, метаморфоза - превращение, приз
– подарок, тотальный - всеобщий, социальный -общественный, превалировать –
преобладать.
Оценка – 8 баллов.
7. 1) наречие, 2)
краткое прилагательное, 3) категория состояния. Оценка – 3 балла
8. 1)
Обобщенно-личное, 2) определенно-личное, 4) безличное.
Оценка – 4 балла
9. Речь идет о
каламбуре, который основан на использовании омофонов.
Оценка – 2 балла.
Комментариев нет:
Отправить комментарий